Автостоп в Беларуси запрещен?

Jun 01, 2021 21:33

Ехал давеча автостопом в Брест, и на протяжении 11 километров, от поворота на Р5 (223 км) до паровоза (212 км) на объезде Барановичей меня подвозил барановичский гаишник. И весь путь мы с ним спорили. Гаишник мне доказывал, что автостоп запрещен!

Причем это уже второй подобный случай. Пару лет назад при поездке по той же М1 в Оршу тоже бравый экипаж из подполковника и старлея долго доказывали, что автостоп запрещен. То есть, не вообще везде запрещен, а именно на трассе М1.

И вот какие у них аргументы.


Прежде немножечко теории. В ПДД Беларуси есть термин "Автомагистраль" (глава 17, пункт 131, информационно-указательный знак зеленого цвета 5.1). Вот только самих автомагистралей, насколько я знаю, в Беларуси нет. Максимум, что у нас есть, - "Дорога для автомобилей" (синий знак 5.3), - такая трасса у нас одна: М1/Е-30 Брест - Минск - граница России. Это не значит, что дорога предназначена только для автомобилей, а все прочие дороги якобы для самокатов, тракторов и прочих квадроциклов. Вовсе нет: "Дорога для автомобилей" предназначена для автомобилей, автобусов и мотоциклов.

Важный нюанс: "132. Требования настоящих Правил, установленные для движения по автомагистрали, распространяются также на дороги, обозначенные дорожным знаком «Дорога для автомобилей»". То есть, никаких гужевых повозок, буксировок и движения задним ходом.

Так почему же запрещен автостоп, по утверждению гаишника?

Боец полосатых жезлов упирает на пункт 131.2: "На автомагистралях запрещается: остановка транспортных средств вне площадок для стоянки, обозначенных дорожными знаками «Место стоянки», «Место отдыха»". А поскольку я стоял не в "кармане" для стоянки или отдыха, то, стало быть, нарушил ПДД.

Но я же стою на обочине! Обочина ведь для того и предназначена! Читаем ПДД: "2.34. Обочина - выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами".

Обочина специально предназначена для остановки машин: "138.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются: на правой по ходу движения обочине". Кроме того, в приложении "Дорожная разметка" тоже сказано: "4. Линии разметки 1.1 - 1.3 пересекать запрещается, за исключением случаев применения [...] линии разметки 1.2 белого цвета, располагающейся справа от водителя для остановки транспортного средства на обочине".

Более того, другой пункт прямо обязывает пассажира (в том числе автостопщика) пользоваться обочиной: "23.1. Пассажир обязан: осуществлять посадку (высадку) только после полной остановки транспортного средства с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия - с тротуара или обочины".

Что на это возражает ГАИшник? Да, автостопщик стоит на обочине, но обочина - это "элемент дороги", а на этой дороге (автомагистрали, дороге для автомобилей) остановка запрещена! Замкнутый круг, и виноват автостопщик!

Причем в этот раз ГАИшник вообще все напутал: он утверждал, что обочина - это газон, на котором я стоял, а полоса асфальта, отделенная сплошной белой линией, никакая не обочина, а "техническая полоса для обслуживания магистрали". Это, конечно, полное вранье, потому что в пункте 2.34 четко сказано, что обочина - "выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне".

И вот мы десять минут спорили, кто прав, а кто самовольно трактует ПДД. Наконец, гаишник заявил, что я таки-могу стоять на газоне в 1,5 метрах от дороги (почему полтора метра - "ну потому что велосипедистам тоже можно за полтора метра", еще один перл). Но когда остановится машина, она нарушит правила остановки транспортных средств, а я, когда пойду преодолевать свои полтора метра до машины, тоже нарушу ПДД. Как ни крути, а выходит, что автостоп запрещен.

В чем ущербна эта логика?

Да, возникает некая серая зона трактовок ПДД. Но если признать правоту суждений ГАИшника, то получится, что на всем протяжении трассы М1 запрещены остановки автобусов. А между тем остановок этих на трассе полно, их десятки. Так а что, автобусам разве запрещено останавливаться? Снова читаем 131.2: "На автомагистралях запрещается: остановка транспортных средств вне площадок для стоянки, обозначенных дорожными знаками «Место стоянки», «Место отдыха»".

Автобусная остановка обозначена знаком "Место стоянки" (синий знак с большой буквой Р)? Нет. Автобусная остановка обозначена знаком "Место отдыха" (который с ёлочкой)? Тоже нет. Вывод: автобусы останавливаются на М1 в нарушение ППД. Эй, ГАИшник, беги штрафовать водителя автобуса!

Ну, друзья, у кого там больше опыта в вождении и трактовках правил - кто прав: я или ГАИшник?

P,S, Копию текста отправил в профильную ветку на форуме Онлайнера.


я так подумал, автостоп, Беларусь, распознай-ка, трассы

Previous post Next post
Up