В середине ноября российское издание "Ведомости" выдало статью "«Победа» не долетит до Минска", в подзаголовке которой было сказано "Белоруссия не хочет допустить конкуренции российского лоукостера и своей «Белавиа»".
Многие другие СМИ перепечатали статью. А потом выяснилось, что в действительности все было не совсем так, как расписали "Ведомости". Солидная газета сознательно наврала или сама тоже была введена в заблуждение?
Итак, статья в "Ведомостях"
появилась 12 ноября. В ней приводится такой комментарий: "Но, к сожалению, по желанию самого аэропорта или базового перевозчика нам не только не дали слотов, но и предложили практически заградительные тарифы на обслуживание", - сказал представитель лоукостера. - "У нас минимальная цена билета ниже, чем предложенный тариф аэропорта за обслуживание одного пассажира", - указывает собеседник "Ведомостей".
Российская же "Новая газета" - снова не какой-нибудь бульварный листок - чуть позже тоже
написала о том, что белорусские власти всячески противятся приходу на авиарынок сильного конкурента: "«Победа», возможно, завоюет весь мир и затмит Ryanair и Wizzair. Но вряд ли она будет летать в Минск. Объявлять Беларусь первым международным направлением было большой маркетинговой ошибкой российского лоукостера. Сюда, в Беларусь, не летают те, кто предлагает более низкие тарифы, чем белорусская авиакомпания-монополист «Белавиа». Их просто не пускают на белорусский рынок".
Новости перепечатали также и белорусские издания. В тот же день, 12 ноября, журналист оперативно
связался с директором Департамента по авиации Министерства транспорта Беларуси Владимиром Костиным. Собеседник пояснил: "Для того, чтобы разрешить или не разрешить выполнять полеты, к нам должен прийти целый пакет документов на аккредитацию в качестве авиакомпании, которую предложили к выполнению рейсов авиационные власти России. В департамент документы пришли только вчера вечером, мы не успели их еще даже начать рассматривать".
При этом, несмотря ни на какие беседы и обсуждения между представителями аэропорта и авиакомпании, окончательное решение принимает именно Департамент, и документы могут рассматриваться в течение 30 дней.
То есть, получается такая картина: вечером 11 ноября от авиакомпании пришли документы, а утром 12-го компания уже "кричит", что ей не дают работать.
Еще чуть позже, в тот же день (12 ноября), Национальный аэропорт Минск выпускает
пресс-релиз, в котором "информирует все заинтересованные стороны о нижеследующем". В документе подробно разъясняется, как развивались события. Мол, 30 октября авиакомпания «Победа» обратилась в аэропорт с просьбой предоставить слоты (временные интервалы) на обслуживание. Несколько дней спустя аэропорт ответил, что слоты предоставляются только после согласования с Департаментом по авиации, и попросил у авиакомпании предоставить доказательство такого согласования. А 10 ноября Аэропорт отправил авиакомпании по ее запросу проект стандартного соглашения об обслуживании в аэропорту "Минск". Никаких официальных переговоров по поводу тарифов не было.
В этой ситуации интересно, что такое уважаемое издание, как "Ведомости", в качестве экспертов приводит неких лиц без имен и должностей. Вот как выглядит перечень собеседников газеты: "сказал представитель лоукостера", "указывает собеседник «Ведомостей»", "объясняет федеральный чиновник", "говорит другой федеральный чиновник". Кто все эти люди? Топ-менеджеры или грузчики? Целых четыре раза журналист Александр Воробьев называет кого-то обезличенного, - про таких в интернете часто говорят "хрен с горы".
Да, мы, журналисты, порой указываем, что "собеседник пожелал остаться неизвестным", - но чтоб сразу столько в одной статье? Лишь два раза названы имена и должности собеседников: представитель минского аэропорта Александр Карабликов (в статье не указано, что это начальник пресс-центра) и некий директор по коммуникациям билетного агентства Andgo.travel Константин Парфененок. Этот директор дает весьма и весьма авторитетный комментарий: "У Белоруссии некого выставить вторым перевозчиком, а «Белавиа» не может увеличивать частотность".
Странным является журналистский прием публикации комментария от человека, который к обсуждаемой компании имеет более чем косвенное отношение. Почему «Белавиа» не может увеличивать частотность? Господин Парфененок является топ-менеджером авиакомпании, раз позволяет себе такие рассуждения? Это как если о технологических новинках современного автомобиля будет рассуждать некий Вася Пупкин из Копаткевичей на том основании, что он однажды посидел за рулем похожей машины.
Еще несколько заявлений кажутся нам неподобающими. "Но, к сожалению, по желанию самого аэропорта или базового перевозчика нам не только не дали слотов, но и предложили практически заградительные тарифы на обслуживание" - сообщает все тот же анонимный собеседник "Ведомостей".
А "Русская служба новостей"
ссылается на конкретного человека - пресс-секретаря авиакомпании «Победа» Елену Селиванову: "Во-первых, нам не согласовывали слоты до сих пор. Во-вторых, нам поставили такие тарифы на обслуживание, которые мы никак не можем потянуть".
Директор Национального аэропорта Минск Дмитрий Меликян пояснял в
интервью: тарифы утверждаются не самим аэропортом, а Министерством экономики. Тарифы можно найти на сайте предприятия "БелАэроНавигация" в разделе "Сборник аэронавигационной информации" (AIP). Там и выложены
тарифы на обслуживание в белорусских аэропортах.
«Победа» - это дочернее предприятие авиакомпании «Аэрофлот». Неужели в «Аэрофлоте» не знают процедур согласования для открытия новой авиалинии и не знают, где разыскать документацию? Или пресс-служба сознательно вводит журналистов в заблуждение, а те сознательно перепечатывают ее слова, не удосужившись проверить?
Давайте рассмотрим и вот это высказывание: "У нас минимальная цена билета ниже, чем предложенный тариф аэропорта за обслуживание одного пассажира".
У «Победы» минимальный тариф - 999 российских рублей. При этом на каждом рейсе по такой минимальной цене выставляется разное, но всегда - довольно ограниченное число билетов. Так, РБК
пишет: "Цена 999 руб. в один конец за рубеж будет действовать постоянно, но речь идет только об одном-двух креслах на каждом рейсе".
РИА "Новости"
указала точные цифры, которые якобы выставил минский аэропорт: 29,3 евро за каждого вылетающего пассажира. При этом человек, который предоставил изданию эти сведения, опять-таки называется завуалированно "источник, знакомый с ситуацией" и "источник, близкий к авиакомпании «Победа»".
Откроем сборник тарифов на обслуживание в белорусских аэропортах и найдем в таблице столбец "Charge for handling, per 1 departing passenger". Напротив строки "MINSK-2" там значится: 10,46 EUR. По официальному российскому курсу это 730 рублей, - на четверть меньше величины минимального тарифа авиакомпании. А если сложить все величины сборов на одного пассажира (сбор за обслуживание пассажира, сбор за использование терминала аэровокзала, сбор за обеспечение авиационной безопасности), то получится 19,5 евро, - опять таки меньше цифр, озвученных РИА "Новости". Но в свете того, что Национальный аэропорт Минск вообще не вел переговоров о тарифах, заявление пресс-службы «Победы» и уж тем более "точные данные" от некоего "близкого источника" выглядят если не откровенным враньем, то явным лукавством. Но нас больше интересует то, что журналисты "Ведомостей", РСН и других крупных изданий перепечатали эти заявления, даже не уточнив их объективность.
Да, вскоре после публикации "Ведомостей" руководства Национального аэропорта Минск и Департамента по авиации Минтранса Беларуси выпустили свои заявления, которые проливали свет на ситуацию. Но ведь далеко не все крупные издания донесли до читателей версию белорусской стороны. Например, на сайте "Ведомостей" они так и не появились. Солидное издание ведь не может врать?
http://mediakritika.by/article/3464/solidnoe-izdanie-ne-mozhet-vrat