Голые и красивые: наверное, самый полный гид по скульптурной "обнаженке" Минска

Jun 16, 2015 12:45

Летом 2011-го, накануне «Дажынак», в Молодечно разгорелся скандал: мол, скульптура Владимира Жбанова «Золотой трилистник» (парень и девушка среди папоротников на празднике Купалье) излишне эротична и развращает молодежь. Гневные граждане даже подписи против установки собирали. Изваяние все же установили, хотя автору пришлось «приодеть» парочку водорослями. С чего же «уважаемые жители города, художники, врачи, психологи, священники, люди среднего возраста и молодежь» ополчились на скульптуру? Ведь даже в строгие советские времена обнаженные формы спокойно воздвигали на улицах и площадях. Мы изучили металлическое наследие даровитых художников.

CityDog.by отыскал, пожалуй, все металлические городские скульптуры в Минске, на которых изображены обнаженные люди и персонажи. Самой старой уже перевалило за сто сорок лет, самой молодой - всего три года.



СТАРЫЕ И НАГИЕ

ДЕМЕТРА С ПЛУТОСОМ И ПЕРСЕФОНОЙ

пр-т Независимости, 15, верхняя часть фасада

Павел Лук, Алесь Дранец, июнь 2004 г.



В 1915 году на средства Минского земледельческого товарищества взаимного страхования построили здание для этого заведения по проекту архитектора Гая. Украшала его скульптура Деметры (богини плодородия) с детьми. Во время послевоенного ремонта здания скульптуру упрятали под крышу, где она и провела еще полвека. А в нашем тысячелетии во время реставрации изваяние обнаружили. Оно было в плачевном состоянии, и скульпторы решили воссоздать его из силумина. И вот дети Деметры - Плутос и Персефона - предстают в обнаженном виде. Символично: до войны в здании размещалось НКВД, а Персефона - богиня царства мертвых.

«ВЯНОК»

парк им. Янки Купалы

Анатолий Аникейчик, Лев Гумилевский, Андрей Заспицкий, 1972 г.



Одна из самых известных скульптурных «обнаженок» в городе. Первоначально, кстати, девушки были намного более упитанные и дородные, но после различных худсоветов и согласований пришлось срезать лишние килограммы - пока девушки не обрели теперешний приятный вид. Вот тогда их и усадили в фонтан пускать венки. А современные шутники нередко красят им красной краской губы и ногти.

«ЮНОСТЬ»

Партизанский пр-т, 81

Вадим Ларченко, 1973 г.



Увидеть и сфотографировать эту скульптуру непросто: она хоть и находится под открытым небом, но за закрытыми дверьми - во внутреннем дворике гостиницы «Турист», куда не так-то легко и попасть. Почему голый парень с огромными конечностями сидит на краю бассейна и отчего хлопает в ладоши - загадка юности.

«ФИЗКУЛЬТУРА»

Куйбышева, 57, ФК «Горизонт»





Про эту скульптуру подробностей мы сообщить не можем. Даже название - и то условное. Есть сведения, что автор группы - Юрий Любимов, и прикреплены эти пять фигур к фасаду спорткомплекса еще в 1973 году. Сейчас они скрыты от горожан строительным забором и обильно разросшимися кустами, но все же видно, что парочка девушек как будто совсем без одежды, а парень немного прикрыт полотенцем.

«ЮНОСТЬ» («ЖИЗНЬ»)

ул. Свердлова, 4

Анатолий Аникейчик, 1978  г.



Автор скульптурного фонтана «Вянок» изобразил еще одну обнаженную парочку в скверике за Красным костелом и тоже усадил их в фонтан. Изначально вода из блюда парня лилась в блюдо девушки, символизируя бесконечность любви и жизни на земле.

«ИГРАЮЩИЕ ДЕТИ»

ул. Веры Хоружей, 16

Николай Кондратьев, 1981  г.



Эта забавная композиция из кованой меди показывает нам шестерых играющих детишек. В народе скульптура получила название «Девочка, отбирающая трусы у мальчика»: тряпка, которая соединяет руки мальчика и девочки, действительно напоминает деталь туалета, тем более что мальчик-то абсолютно голый. На старых фото заметно, что изначально этой тряпки не было, а мальчик тянется к девочке за мячиком. Но, возможно, без этого связующего элемента мальчик то и дело норовил грохнуться навзничь. Еще одна сидящая девочка тоже голая, но прикрыта полотенцем. Кто-то размалевал детишкам глаза и губы белой краской, отчего они в сумерках напоминают зомби.

ИКАР

ул. Интернациональная, 20

Евгений Колчев, начало 1980-х



Голый и крылатый Икар установлен в постоянно темном фойе кинотеатра «Победа» - почему именно здесь, сказать сложно. Говорят, что это дипломная работа скульптора.

«ГОЛЫЙ МАЛЬЧИК»

пр-т Независимости, 44а



Скульптура, про которую абсолютно ничего не известно: ни названия, ни авторства, ни времени установки. Один из источников утверждает, что изваяние выполнено в 1980-х группой скульпторов под руководством Александра Финского и с тех пор стоит на лужайке перед костелом святого Роха на Золотой Горке.

АФРОДИТА

ул. Воронянского, 50/1



Еще одна скульптура с тайной - название мы придумали сами, а в авторы люди от искусства прочат того же А. Финского. Из-за строительства третьей линии метро скульптура куда-то подевалась. Может, отправили на реставрацию, потому что хулиганы постоянно разрисовывали ее красками и писали непристойности прямо на теле.

СТАРЫЕ И ПРИКРЫТЫЕ

Некоторые скульптуры были нагими не полностью: авторы прикрывали интимные места то фиговым листочком, то тряпицей. Перечислим их вкратце.

«МАЛЬЧИК С ЛЕБЕДЕМ»

Александровский сквер, 1874 г.

Долгое время считалось, что автор скульптуры - Джованни Лоренцо Бернини, но со временем выяснилось, что настоящий автор оригинала - Теодор Эрдманн Калиде. Стыд мальчика прикрыт листком. В отличие от всех остальных скульптур нашего обзора, эта выполнена не из металла.

ОРФЕЙ

ул. Грибоедова, 22, музучилище им. М. Глинки

Валентин Занкович, 1979  г.

Бедра музыканта прикрыты лентой. В том же году скульптура с таким же названием - «Орфей» (автор Борис Марков) - появилась в сквере по улице Железнодорожной, который сейчас носит имя полководца Жукова. От этой скульптуры осталась лишь крохотная фотография в справочнике, по которой сложно понять, был юноша наг целиком или же частично.

МЕРКУРИЙ

Ул. Орловская, 71, стоянка БелЭКСПО

Юрий Любимов, 1988 г.

Скульптура-флюгер отличалась витражами и жезлом кадуцей с серпом и молотом, но осенью 2012-го ее демонтировали, и теперь на месте колонны - флагшток на площади Государственного флага.

НОВЫЕ И ГОЛЫЕ

В современной Беларуси обнаженные скульптуры тоже устанавливают, правда, советская гигантомания закончилась: нынешние голенькие изваяния, как правило, небольших размеров.

«ПЛАЧУЩИЙ АНГЕЛ»

река Свислочь, остров Мужества и Печали

коллектив авторов под руководством Юрия Павлова, 3 августа 1996  г.



Столичные молодожены завели идиотскую «традицию» натирать ангелу до блеска причинное место. Уважаемые! Он стоит тут не для того, чтобы у вас дети завелись.

«КУПИДОНЫ»

сквер Старостинская Слобода

Леонид Яшенко, декабрь 2003 г.



Этот сквер, частенько называемый Пушкинским, - одно из популярных мест отдыха горожан. Купидоны глядят с высоты ротонды на дорожки: в кого бы это выстрелить? Автору позировал годовалый сын Никита.

«ДРЕВО ЖИЗНИ»

бульвар Тракторостроителей, 5

Камиль Камал, апрель 2004  г.



Подарок азербайджанского народа минчанам пронизан религиозной тематикой. Например, 33 птички указывают на возраст Христа. Правда, за десять лет число птичек поуменьшилось. А на самой вершине композиции сидит голый ребенок.

«КУПАЛЬЩИЦА» («АФРОДИТА»)

Центральный Ботанический сад

Вадим Мацкевич, апрель 2010 г.



Во время реконструкции озерного комплекса Ботанического сада три античные скульптуры появились на острове, а на берегу другой скульптор усадил прелестную даму. Автор говорит, что это просто купальщица, хотя кое-кто может усмотреть в ней и Афродиту, выходящую из пены.

«МУЗА»

пр-т Независимости, 81

Алена Липинская, 2010  г.



Выпускница Академии искусств стала одной из немногих, чью дипломную работу увековечили в силумине во дворике учебного заведения. Через год после установки некий голодный вандал отломал половинку яблока, которое лежало тут же, на лавочке. Вот Муза и сидит грустная. Но девушке нет-нет то платок накинут, то галстук.

МОЛОДЫЕ И СКРОМНЫЕ

Часть скульпторов нашего времени наготу своих работ прикрыли: «Олимп» (ул. Притыцкого, 60/2, Валентин Занкович, 1995 г.), «Укрощение огня» (ул. Серова, 22, Игорь Голубев, 2000 г.) и скульптура под условным названием «Мальчик с рыбой» (во дворике итальянского посольства по ул. Освобождения, 9а) от неизвестного нам автора.

ГОЛЫЕ И БЕСПОЛЫЕ

По крайней мере две современные скульптуры изображают вроде как обнаженных мужчин, но начисто лишенных половых признаков. Зато часть из них рукокрылая.

«ТРИУМФ»

пр-т Победителей, 111, «Минск-Арена»

Сергей Бондаренко, ноябрь 2009  г.



«СХВАТКА»

пр-т Независимости, 146, спортивный центр БНТУ

Виктор Заведеев, июнь 2012  г.



http://citydog.by/post/naked/


городская жизнь, журналистика, citydog, творчество, Минск, стацця

Previous post Next post
Up