Знаете ли вы, что в советские годы автостопщиками пытались управлять централизованно?
Было это 60 лет назад. Во всех республиках и краях создавали местные отделения всесоюзной организации "Автостоп", продавали маршрутные книжки (размеченные на разное количество километров; вся книжка на 500 км стоила 1 рубль). Автостопщик (тогда их называли просто "туристами" или собственно "автостопами" - моя бабушка до сих пор помнит это понятие) заполняли книжечку: какой водитель на какой машине на какое число километров подвез. А потом среди водителей обещали устроить розыгрыш ценных призов - вроде бы даже автомобиль. Поговаривают, что никакого автомобиля так и не разыграли, а всесоюзное движение "автостопов" постепенно сошло на нет.
Вот тут есть фотографии значков и маршрутных книжек и статья про "автостопов" в газете, а
вот здесь - маршрутных книжек на литовском.
Мне удалось купить у коллекционера значок клуба "Автостоп" - правда, не белорусского, а ленинградского, но и то достаточно большая редкость. А вот в придачу в разное время купил еще два красивых значка "Автотурист". С одним из них я в прошлом мае съездил по маршруту Минск - Питер - Эльба - Демянск - Невель - Минск.
P.S. На карте - белорусская автостопная мекка. Место настолько священное, что я до сих пор до него не добрался. Второй сакральный автостопный объект в Беларуси - трасса Р86. Насколько мне известно, еще ни одному человеку не удалось ее одолеть автостопом целиком. Из 251 км трассы я не проехал еще 102.
P.P.S.
А вот и два больших продолжения!
Десять километров за копейку. Автостоп в СССР был по талонам Почему логотип советского автостопа - треугольник, вписанный в круг?