Факты о Грузии, которые мы увидели сами. Часть 5

Jan 18, 2015 14:44

Мы со Снежаной
ocherkistka пробыли в Грузии две недели в сентябре 2014 года. За это время мы проехали автостопом 890 километров (сменив при этом 21 машину), еще 380 км проехали на поездах (экспресс Батуми - Тбилиси и узкоколейная "кукушка" Бакуриани - Борджоми), еще примерно 150 км на пригородных/междугородних маршрутках и 40 км на такси между городами, - всего почти полторы тысячи километров. Мы беседовали с десятками водителей, попутчиков и пешеходов, продавцами магазинов, хозяевами хостелов и прочими людьми. Почти все нижеперечисленные факты мы видели сами, а большинство толкований различных явлений или событий нам рассказали сами грузины.

Часть 1 тут.
[Список тем]
Деньги
Грузинский язык и алфавит
Русский, английский и транслитерация
Туристы
Инфоцентры
Курорты и пляжи

Часть 2 тут.
[Список тем]
Полиция
Автомобили и водители
Таксисты
Магазины и обменники

Часть 3 тут
[Список тем]
Национальная еда
Кафешки
Минералка
Лимонады
Вода

Часть 4 тут
[Список тем]
Заводы
Мусор
Городской общественный транспорт
Канатные дороги


Продолжаем!
Факты о Грузии, которые мы увидели сами. Часть 5
В этой части вы прочтете вот о чем:

Железная дорога
Авиация
Мобильная связь и пополнение счета
Бездельники


Железная дорога

Если в Беларуси есть железная дорога - значит, по ней ходят поезда. Редкое исключение - ветка в Новолукомль и на Островецкую АЭС (и, конечно, всякие подъездные заводские пути). То есть, если вас забросить в незнакомую местность, а вы выйдете к железной дороге и дотопаете до ближайшей станции/остановки, то можете быть уверенными: максимум через сутки вы сможете уехать на поезде. Если проделать аналогичный опыт в Грузии - то с большой долей вероятности вы так и останетесь до конца дней своих на рельсах. По традиционному грузинскому транспортному раздолбайству, в стране полно веток, на которых пассажирское движение порезано полностью. Так, нет никаких поездов из Тбилиси на восток, в Кахетию: ни в Качрети (80 км), ни дальше в Дедоплис-Цкаро (еще 47 км), ни в Гурджаани, Цнорис-Цхали или Телави (36, 57 и 69 км от Качрети соответственно). В центральной и южной Грузии не ходят поезда в Казрети и Ахалкалаки (42 и 160 км от ближайших поездов соответственно), также нет движения в Вале (60 км от Борджоми). На западе страны не ходят поезда от Зугдиди до Джвари (30 км, - это там родился Мелитон Кантария). Таким образом, даже на подконтрольной грузинскими властями территории (то есть, исключая Абхазию и Южную Осетию) нет пассажирского движения по крайней мере на 500 км из 1.324 км (эксплуатационная длина всех линий на подконтрольной властям территории). Английская Википедия пишет, что до 2004 года железная дорога была оплотом коррупции: из 11 тысяч вагонов эксплуатировались только 7 тысяч, и в то же время у футбольного клуба "Локомотив" был один из самых лучших стадионов в стране. Руководитель железки Акакий Чхаидзе был арестован, но потом откупился за 3 миллиона долларов.



Красным отмечены заброшенные участки Грузинской ЖД

Грузинская железка почти на всем своем протяжении электрифицирована (я могу объяснить это тем, что у электродвигателей выше крутящий момент, и электропоездам проще забираться в горы). В основном используются старые электровозы серии ВЛ и электрички ЭР2/ЭР2Т и еще более старые электровозы и электросекции. Гордость Грузинской железки - новые поезда ВМК, купленные в 2010 году в Китае и немного дооборудованные на тбилисском заводе. Это хорошие, комфортабельные поезда, скоростные, красивые, в салоне бесплатный Wi-Fi (довольно нестабильный, связь часто рвется) и автоматы с кофе и закусками. Мы на таком ехали из Батуми в Тбилиси (билет в сидячем вагоне, а в нем только сидячие, стоит 18 лари - примерно 10$). Этот путь (350 км) поезд прошел за 5,5 часа с несколькими остановками (средняя скорость - 64 км/ч). Сам по себе состав скоростной, но чаще всего он едет не очень шибко. Вероятно, это связано с тем, что большинство линий - однопутные, и в расписание нужно как-то вклинивать попутные и встречные поезда. Из-за специфического отношения грузинских транспортников к своему хозяйству у одного из этих новых поездов я заметил основательно поржавевшую обшивку кабины. Поезд выкрашен в красные и белые цвета, но на всей белой части передка - издали видный налет ржавчины.

Сайт Белорусской железной дороги и его система заказа билетов далеки от совершенства и даже от вменяемых аналогичных систем соседних стран. Но сайт Грузинской железки - это вообще бедствие, на фоне которого сайт БЖД - просто эталон. Подробного расписания не найти ни за что, карта железки ущербна, а станции в выпадающем списке размещены не по алфавиту - найти нужную станцию могут только очень терпеливые люди. Потрясающий пример бездарного воплощения важного справочного сервиса.

В Батуми, одном из важнейших городов страны, нет железной дороги! Точнее, дорога есть, и станция даже есть, и иногда в расписании пишут "Тбилиси - Батуми", только до самого Батуми поезда не доходят. Станция в Батуми - грузовая, и странно, что Саакашвили не додумался построить не только объездную вокруг города, но и нормальный вокзал в самом городе. Ближайшая к Батуми станция находится в поселке Махинджаури - это 6 км от города. Новый вокзал там построили в 2006 году. Снаружи он такой железностеклянный, выглядит красиво. Внутри все достаточно печально. По размерам - меньше, чем вокзал в Молодечно или в Речице, стенные панели отваливаются, в крохотном зале ожидания не работает отопление, но работает сквозняк; а кафе может предложить только чай и печенье. Туалет, кстати, платный, и кассирша из кафе бегает за посетителями туалета и требует монетки; при этом в туалете лампочки висят на проводах, дверцы в кабинках не запираются, на стенах потеки дождевой воды, мыла нет, а половина кранов не работает. В зале ожидания вдоль стен стоят стенды, на которых перечислены достижения Грузии в деле строительства железных дорог, вот только написано там Gorgian Railways (а не Georgian). В общем, город такой важности в плане железной дороги оконфузился дважды: вокзал где-то на выселках, да и тот крохотный, неудобный и уже протекает.

Вообще-то в Батуми очень даже был пассажирский вокзал - он находился на улице Ильи Чавчавадзе. Интересной особенностью было то, что несколько сот метров поезда шли прямо по улице. Но в 1996-м вокзал закрыли, пути разобрали, и сейчас в здании находится банк. В 2002 году в 2 км от станции Махинджаури начали строить станцию Батуми-Пассажирская, но забросили после революции-войнушки во время Аджарского кризиса в 2004 году, и Саакашвили предпочел утыкать Батуми различными скульптурами, стеклобетонными небоскребами и фонтаном с бесплатной чачей (sic!), нежели достроить хороший вокзал. Но мир движется: в 2014 году за восстановление все же взялись. Сначала даже хотели успеть к сентябрю, но не уложились, и сейчас сдача намечена на февраль. Пусть он и не в центре, но зато и не на таких выселках, как Махинджаури.

Впрочем, теперешний батумский вокзал в Махинджаури - это еще очень хороший сервис на фоне того, что, например, может предложить пассажирам вокзал города Чиатура, через который ходит две пары поездов в день. А предложить он может довольно большое здание, но абсолютно заброшенное и используемое как туалет и бомжатник. Расписания нет нигде - ни на стене вокзала, ни на платформе, лавочек нет, вообще ничего нет. При этом на вопрос "как пройти на вокзал" горожане подсказывают, как, и никто не заикнется, что вокзал превращен в помойку и что делать там до прибытия поезда нечего.



Заброшенный вокзал Чиатуры, вдали видны древние пассажирские вагоны, неведомо сколько лет стоящие на приколе

Авиация

Авиация в Грузии есть. Причем во множественном числе. По крайней мере, авиакомпаний с большими самолетами у них несколько, хотя объем флота у всех вместе взятых меньше, чем у белорусской "Белавиа": Georgian Airways (бывшая Airzena, 3 Boeing 737-500/700, 3 Bombardier CRJ100/200), Georgian International Airlines (бывшая EuroLine, 1 Fokker 100 и 1 Boeing 737), FlyVista (лоукост, обещал начать летать в Минск в 2014-м, но не начал; 2 Boeing 737-300, 1 Airbus A320). Некоторые молодые авиакомпании успели закрыться: Fly Georgia, Air Batumi, TAMAir, Caucasus Airlines, Sky Georgia.

Во-вторых, в Грузии активно работают три больших аэропорта: Тбилиси, Батуми и Кутаиси, в каждый из них летают по нескольку авиакомпаний. Мы прилетали/улетали в/из Кутаиси (аэропорт имени Давида Агмешенебели, бывший Копитнари) и изучили его повадки. Банкир из обменника спал вместе с нами на широченных кожаных диванах, пока не наступило утро; сотрудники инфоцентра в местном же кафе давали нам различные советы и карты. И при том, что наш самолет прилетел в 3 ночи, а следующий рейс (после отправления "Белавиа" обратно в Минск в 4 утра) - только около 5 вечера, службы аэропорта работают, несмотря на то, что посторонних людей может быть 2 и менее человек на весь аэропорт. Хочешь кофе - пожалуйста. Деньги обменять? Сейчас, только банкира разбудить надо. SIM-карточки получить? Банкир тоже выдаст. Карты города/страны? Не проблема. И так далее. Аэропорт находится довольно далеко от Кутаиси (18 км, так что даже ближе к городу Самтредиа), но маршрутка (а иногда ходит и большой автобус) стоит нормальных 2 лари, как и другая пригородная маршрутка.



В-третьих, в Грузии есть местная авиация. В популярный туристский поселок Местиа (Сванетия) летают самолеты, для чего там недавно даже построили специальный небольшой аэропорт. Поначалу туда летали самолеты канадской (!) авиакомпании Kenn Borek Air, потом - вертолеты компании Next Travel, сейчас вроде как летают самолеты Let L-410 компании Service Air. Мы были в аэропорту в день, когда рейсов не было (а они трижды в неделю), поэтому своими глазами посадку/вылет увидеть не смогли. Но, по словам сотрудницы аэропорта, рейс очень популярен, и билеты раскупают сильно заранее, тем более что стоят они 65 лари (примерно 36$), что по сравнению с 30 лари за маршрутку от Тбилиси очень даже приятная цена, учитывая время в пути по воздуху (45 минут) и по земле (7-8 часов, половина из которых - по сложным горным дорогам). По "традиционному грузинскому транспортному раздолбайству" (тм), сайт авиакомпании предельно дезинформативен и никакой пользы туристу не дает, не говоря уж про возможность купить билет через интернет. Так что надо ехать самому в аэропорт и покупать билет вручную.



А вообще про грузинских летчиков все сказано в фильме "Мимино"! Кстати, именно так называется кафе в аэропорту Кутаиси, и это была первая вывеска на грузинском языке, которую мы самостоятельно прочли.

Мобильная связь и пополнение счета

В Грузии аж три мобильных GSM-оператора. У кого-то плохие расценки на роуминг с Беларусью, у кого-то - хорошие. В аэропорту бесплатно выдают симки оператора Geocell ("джиосели"), лишь нужно сколько-нибудь денег закинуть на счет через банкира. Банкир, как обычно, возьмет ваш паспорт, а взамен выдаст вам огромный чек на листе А4. Связь не везде стабильная - например, в Сванетии было куча мест, где "не берет".

Пополнение счета в Грузии выполняется просто, очень просто. В то время как Россию, а теперь и Беларусь заполонили терминалы Qiwi и другие подобные, которые берут комиссию за пополнение (иногда очень даже ощутимую), в Грузии на каждом шагу стоят собственные терминалы, через которые можно оплатить что угодно. Но при этом все эти терминалы работают абсолютно без комиссии. Причем принимают они и карточки, и купюры, и монеты. Мы попробовали - забросили в терминал монетку в 2 лари, и ровно 2 лари тут же поступило на наш счет на мобильнике.

Бездельники

По непонятной причине в Грузии постоянно встречаются бездельники. Грузины, подпирающие стены. Может, это от безработицы. Словом, вы идете по улице, а во дворике, или у многоэтажки, или под магазином, или вообще у любой стены стоят от трех до десяти грузин и ничего не делают, даже почти не разговаривают - просто подпирают стену, и так может продолжаться очень долго, буквально часами. Идешь обратно - снова стоят. Таких же бездельниц-женщин мы не встречали, а мужчин - сколько угодно.

Часть 6 тут
[Список тем]
Грузинские президенты и премьер-министры
Отношение к СССР, России и Беларуси, а также соседям
Войны
Некоторые обычаи
Всяк грузин свое Зугдиди хвалит



походы, Грузия, транспорт, железка, самолеты

Previous post Next post
Up