Уже давно я вам обещал рассказать про белорусский суперкар - пожалуй, настало время. Хотя экономическая ситуация снова повернулась так, что заниматься суперкарами окажется чуть более гиблым начинанием, чем казалось два года назад. Как бы то ни было, а пока что я расскажу о проекте и покажу предоставленную мне картинку модели.
Итак, белорусский суперкар. Несмотря на то, что проект развивается уже два года, кажется, крупнейшие сайты об автомобилях пока про него ничего не пронюхали. А поскольку я изначально был немного посвящен в проект, то, выходит, именно мне и предстоит о нем рассказать.
Похоже, это будет первый белорусский суперкар. В России вышло уже несколько суперкаров (пусть они и не оказались успешными, но страна заявила о себе на рынке суперкаростроения): Russo-Baltique Impression, Marussia B1/B2, Lada Revolution II. В Украине в этом году объявилась некая запорожская контора, пообещавшая построить суперкар Askania и представить рабочий прототип в 2015-м. Кстати, еще в 2010-м украинцы грозились построить суперкар Aspard Panthera, но дело так и не зашло дальше парочки рендеров. Поляки уже несколько лет развивают собственный суперкар Arrinera Hussarya, - машина исправно ездит. Латвийская студия Dartz, изготовляющая всякие умопомрачительные внедорожники, как-то представила проект суперкара Nagel (как и украинские суперкары, он так и остался компьютерным эскизом). Литовский кузовщик Аудронис Гештаутас представил свой суперкар AG Excalibur (собственно, это лишь новый кузов, навешенный на Mercedes CL). Как бы то ни было, у всех стран-соседок уже есть собственные разработки суперкаров, только у самой Беларуси еще не было проекта собственного суперкара. Нет, иногда в новостях проскакивали заголовки "белорусский суперкар", но они касались каких-то невнятных разработок малолитражек.
А вот теперь встречайте - настоящий белорусский суперкар. Быстрый, мощный, необычный, дорогой. И, судя по всему, первый белорусский.
Как автор нескольких книг о суперкарах могу вам сказать, что построить суперкар - на самом деле дело не такое уж невыполнимое. Например, с 1980 года по всему миру было изготовлено около 500 (!) различных моделей суперкаров, не считая тюнинговых версий обычных машин. Очень часто суперкар делали двое-трое человек в обычном гараже. Так что говорить о том, что построить настоящий суперкар по силам только крупным концернам, неверно. Белорусский суперкар - как раз одна из таких самоделок, которая разрабатывается в одном из больших помещений за МКАДом.
Представленная на рисунке модель показывает ранний эскиз. Уже сейчас прорабатывается версия с измененным экстерьером, а к выходу рабочей модели внешний вид наверняка поменяется еще не раз. Разработчики решили назвать свой суперкар именем Stviga - такое название носит одна из рек Беларуси. Имя звучное, хорошо усваивается на слух и запоминается.
Конечно, всех интересует техническая сторона автомобиля. Нарисовать эскиз - дело-то нехитрое. Разработчики решили сделать свою модель действительно уникальной. Спору нет, на рынке действительно полным-полно уникальных суперкаров - бензиновых, дизельных, газовых, гибридных, электрических. Крупные корпорации для своих суперкаров строят двигатели сами, конторы поменьше пользуются доработанными агрегатами других производителей - Chevrolet, Ford, Mercedes, Audi и т.д.
В белорусском суперкаре Stviga планируют использовать очень необычный мотор. Это будет двигатель со встречным движением поршней (Opposed Piston, Opposed Cylinder - "встречные поршни, встречные цилиндры"). Если вкратце - то это один цилиндр, в котором друг навстречу другу движутся два поршня. Подробнее об этой технологии можно прочитать
в этой статье на русском языке. Отметим, что автомобиль Gobron-Brillié с двигателем, изготовленным по такой технологии, еще в 1904 году установил рекорд скорости, преодолев планку в 100 миль в час (примерно 160 км/ч).
В 2008 году в Детройте была основана фирма EcoMotors, которая разработала
современную версию такого двигателя. Разработка обещает экономию топлива в 30-45% по сравнению с аналогами, меньшие габариты и массу и меньшие выбросы. В самый раз для суперкара! Основатель Microsoft Билл Гейтс инвестировал в разработку 23,5 миллиона долларов. В прошлом году фирма подписала
соглашение с китайской компанией Zhongding Power, а в мае этого года было
создано совместное предприятие с китайской компанией Jingye Engine, частью крупного концерна First Auto Works (FAW). Китайская сторона взялась построить завод по производству этих двигателей, и в 2015-м первая продукция должна сойти с конвейера. Собственно, задержки с выпуском моторов и стали одной из причин, по которой затянулся выпуск суперкара Stviga. Зато Stviga может стать первым и единственным суперкаром с таким неординарным мотором.
В базовой конфигурации (1 цилиндр, 2 поршня) двигатель может развивать до 300 л.с. мощности, но разработчик предусмотрел возможность модульной конструкции: можно подключить еще один такой цилиндр, и еще один, - сколько нужно. В модульной конфигурации мощность каждого цилиндра снижена до 240 л.с. (с целью уменьшения расхода топлива и вредных выбросов). Для суперкара Stviga решено было применить именно двухцилиндровую модульную конструкцию общей мощностью 480 л.с. - вполне достаточно для быстрого разгона и высокой скорости. За счет того, что мотор будет легче аналогов, снизится и общий вес машины, - по подсчетам, его масса не превысит 1.100 кг. Пока не готова первая партия двигателей (кроме тестовых прототипов, разумеется), сложно говорить о максимальной скорости и времени разгона с места до 100 км/ч, но компьютерное моделирование показывает, что "максималка" у Stviga составит около 300 км/ч, а разгон до "сотни" - около 4 секунд.
Про цену суперкара тоже пока рано говорить, - если он и доберется до мелкосерийного производства, то ценник наверняка составит несколько сотен тысяч долларов. Но это еще дело далекого будущего, а пока надо разобраться хотя бы с прототипом.
В следующем году постараюсь рассказать вам подробнее о суперкаре Stviga и показать свежие 3D-модели.