Мчаться под натиском: на экраны вышел фильм "Гонка"

Oct 29, 2013 21:51

Похоже, редакция промариновала мой обзор, и он там скис, так что выкладываю сюда.

В кинопрокат вышла лента "Гонка", основанная на реальных событиях мира автогонок Формула-1 в далеком 1976 году. Противостояние развязного Джеймса Ханта и собранного и аккуратного Ники Лауды действительно заслуживало того, чтобы про него сняли фильм. Я сходил на премьеру и посмотрел, не сделали ли режиссеры из истории про двух чемпионов заурядную мелодраму "про гоночки".


Вообще-то слово "rush" переводится с английского как "торопить", "устремляться", "мчаться", "натиск", "ажиотаж", да еще несколько толкований имеет. В русском прокате почему-то фильму решили дать имя "Гонка" http://afisha.tut.by/film.php?fid=3545 , которое совсем не раскрывает смысл, заложенный в оригинальном названии. Кстати, белорусские зрители увидели картину на пять дней раньше российской публики: там лента выходит на экраны 17 октября. Но и в наших кинотеатрах висят постеры, где значится именно 17-е число. Европейских же зрителей побаловали и вовсе месяц назад.

Фильмы про гонки снимаются не так уж и часто. Их гораздо меньше, чем, скажем, про космос или про шпионов. В шестидесятых-семидесятых был всплеск интереса к автогонкам, и тогда сняли великолепные ленты про Формулу-1 (Гран-При, 1966), Инди-500 ("Победители", 1969), Ле-Ман ("Ле-Ман", 1971). В наше время сняли современные аналоги про главные гоночные состязания мира: "Гонщик" (в оригинале - "Driven", 2001, про американскую серию CART) и "Мишель Вальян: жажда скорости" (2003, про серию Ле-Ман). А вот про Формулу-1 как-то не было фильма. Поначалу, кстати, Сильвестр Сталлоне хотел, чтобы "Driven" был как раз про Ф-1, но потом поспорил по поводу сценария с Берни Экклстоуном и перебрался на родину, где и родился "Гонщик". И вот только сейчас главный гоночный чемпионат планеты обзавелся свежим фильмом, пусть и про события почти сорокалетней давности.

Джеймс Хант - представитель гоночной золотой британской молодежи середины семидесятых: длинные волосы, расстегнутая рубашка, в руках постоянно бутылки, сигареты и длинноногие дамочки. И покровитель у него такой же: лорд Хескет, владелец миллионов и гоночной команды. Шампанское льется рекой, даже механики живут в пятизвездочных отелях. Хант невероятно быстр и остр на язык, но он терпеть не может работать над настройками машины и участвовать в официальных мероприятиях в смокинге. Поэтому и предложения от команд на него не сыплются, несмотря на хорошие результаты.

Ники Лауда - австрийский гонщик-педант, измеряет риск в процентах, знает, что настроить в совершенно незнакомой машине, но при этом почти начисто лишен друзей в Формуле-1. На тестах не боится сказать правду в глаза даже самому руководителю команды.
 - Но это же Ferrari!..
 - Это дерьмо!

Оба пилота схожи тем, что их родители, несмотря на солидный капитал, не хотят поддерживать начинания своих сыновей, и тем самим приходится пробивать себе дорогу. Хант - нахрапом и развязностью, Лауда - умением работать с настройками и разбираться в "болячках" машины. И первых жен они себе находят такими же методами: Хант - случайно оказавшуюся в гараже знакомую его босса, а Лауда - рассказав случайной попутчице, что не в порядке с ее машиной.

На трассе наши герои - непримиримые соперники из разных команд, словесные перепалки едва не доходят до рукопашной. Ники - чемпион 1975 года, и в сезоне-76 хочет подтвердить свой титул. Хант лишь чудом нашел место в новой команде после того, как у лорда Хескета иссякли миллионы, и хочет всем доказать, что лучше этого австрийского выскочки. Но вот техника его частенько подводит, и к немецкому Гран-при Лауда опережает его на полсотни очков. А потом на Нюрбургринге случается трагедия: Ники заживо горит в своей машине. К счастью, его спасают, но правая часть лица его теперь будет навсегда обезображена. Но Лауда не бросит гонки, и уже через 42 дня после аварии снова выйдет на трассу и начнет набирать зачетные баллы. На последнем этапе в Японии пилотов разделяют всего три очка, а ведь их ожидает гонка под проливным дождем…

Создатели фильма раздобыли 24 настоящих болида тех времен, а несколько реплик построили самостоятельно. Гражданские машины, которые мы видим в кадре, тоже оригинальные. Эффект присутствия полный, тем более что кое-где современные съемки перемежаются архивными кадрами. Жаль только, что все буйство гоночных машин показываются лихорадочно сменяющимися отрывками, и не то что полюбоваться - рассмотреть толком даже сложно. Вот промелькнул шестиколесный Tyrrell P34, а вон March Витторио Брамбиллы, а там Ligier Жака Лаффита. Но человек, который гонками не интересуется, увидит лишь хаотично мелькающие детали незнакомых болидов и вряд ли сможет проникнуться духом эпохи.

В фильме два героя показаны жесткими соперниками, которые только и делают, что грызутся и обзывают друг друга то крысой, то ослом. Но на самом деле, как говорит Ники в интервью, они довольно неплохо ладили (это заметно и по архивным кадрам в конце фильма), и что он, Лауда, симпатизировал Джеймсу. По некоторым данным, на рассвете своей карьеры, в 71-м, гонщики даже снимали вместе квартиру. Но это в обычной, гражданской жизни, а на трассе они действительно не уступали друг другу ни сантиметра. И зритель в этом не сомневается.

Хорошо, что сюжет подсказан самой историей, и режиссеру не пришлось делать очередную сопливую мелодраму про двух гонщиков, которые не могут поделить одну девушку и выясняют отношения то на трассе, то в боксах. Да и вообще, первая половина фильма - это сплошь комедия, и только после "зеленого ада" на Гран-при Германии начинается собственно драма. В итоге один уступил, но выиграл, а второй победил, но проиграл. И нельзя однозначно сказать, кому больше повезло.

image Click to view



После того памятного сезона 1976 года дела Ханта пошли на спад, и он устроился на ВВС в пару к легендарному комментатору Мюррею Уокеру. Лауда же еще дважды стал чемпионом, а после ухода из гонок основал собственную пассажирскую авиакомпанию (даже две) и сам регулярно садился за штурвал самолета. После премьерного показа фильма он говорил, что очень хотел бы, чтобы Джеймс посмотрел эту ленту.

image Click to view

журналистика, гонки, кино, машинки, стацця

Previous post Next post
Up