Похоже, редакция промариновала мой обзор, и он там скис, так что выкладываю сюда.
В кинопрокат вышла лента "Гонка", основанная на реальных событиях мира автогонок Формула-1 в далеком 1976 году. Противостояние развязного Джеймса Ханта и собранного и аккуратного Ники Лауды действительно заслуживало того, чтобы про него сняли фильм. Я сходил на премьеру и посмотрел, не сделали ли режиссеры из истории про двух чемпионов заурядную мелодраму "про гоночки".
Вообще-то слово "rush" переводится с английского как "торопить", "устремляться", "мчаться", "натиск", "ажиотаж", да еще несколько толкований имеет. В русском прокате почему-то фильму решили дать имя "Гонка"
http://afisha.tut.by/film.php?fid=3545 , которое совсем не раскрывает смысл, заложенный в оригинальном названии. Кстати, белорусские зрители увидели картину на пять дней раньше российской публики: там лента выходит на экраны 17 октября. Но и в наших кинотеатрах висят постеры, где значится именно 17-е число. Европейских же зрителей побаловали и вовсе месяц назад.
Фильмы про гонки снимаются не так уж и часто. Их гораздо меньше, чем, скажем, про космос или про шпионов. В шестидесятых-семидесятых был всплеск интереса к автогонкам, и тогда сняли великолепные ленты про Формулу-1 (Гран-При, 1966), Инди-500 ("Победители", 1969), Ле-Ман ("Ле-Ман", 1971). В наше время сняли современные аналоги про главные гоночные состязания мира: "Гонщик" (в оригинале - "Driven", 2001, про американскую серию CART) и "Мишель Вальян: жажда скорости" (2003, про серию Ле-Ман). А вот про Формулу-1 как-то не было фильма. Поначалу, кстати, Сильвестр Сталлоне хотел, чтобы "Driven" был как раз про Ф-1, но потом поспорил по поводу сценария с Берни Экклстоуном и перебрался на родину, где и родился "Гонщик". И вот только сейчас главный гоночный чемпионат планеты обзавелся свежим фильмом, пусть и про события почти сорокалетней давности.
Джеймс Хант - представитель гоночной золотой британской молодежи середины семидесятых: длинные волосы, расстегнутая рубашка, в руках постоянно бутылки, сигареты и длинноногие дамочки. И покровитель у него такой же: лорд Хескет, владелец миллионов и гоночной команды. Шампанское льется рекой, даже механики живут в пятизвездочных отелях. Хант невероятно быстр и остр на язык, но он терпеть не может работать над настройками машины и участвовать в официальных мероприятиях в смокинге. Поэтому и предложения от команд на него не сыплются, несмотря на хорошие результаты.
Ники Лауда - австрийский гонщик-педант, измеряет риск в процентах, знает, что настроить в совершенно незнакомой машине, но при этом почти начисто лишен друзей в Формуле-1. На тестах не боится сказать правду в глаза даже самому руководителю команды.
- Но это же Ferrari!..
- Это дерьмо!
Оба пилота схожи тем, что их родители, несмотря на солидный капитал, не хотят поддерживать начинания своих сыновей, и тем самим приходится пробивать себе дорогу. Хант - нахрапом и развязностью, Лауда - умением работать с настройками и разбираться в "болячках" машины. И первых жен они себе находят такими же методами: Хант - случайно оказавшуюся в гараже знакомую его босса, а Лауда - рассказав случайной попутчице, что не в порядке с ее машиной.
На трассе наши герои - непримиримые соперники из разных команд, словесные перепалки едва не доходят до рукопашной. Ники - чемпион 1975 года, и в сезоне-76 хочет подтвердить свой титул. Хант лишь чудом нашел место в новой команде после того, как у лорда Хескета иссякли миллионы, и хочет всем доказать, что лучше этого австрийского выскочки. Но вот техника его частенько подводит, и к немецкому Гран-при Лауда опережает его на полсотни очков. А потом на Нюрбургринге случается трагедия: Ники заживо горит в своей машине. К счастью, его спасают, но правая часть лица его теперь будет навсегда обезображена. Но Лауда не бросит гонки, и уже через 42 дня после аварии снова выйдет на трассу и начнет набирать зачетные баллы. На последнем этапе в Японии пилотов разделяют всего три очка, а ведь их ожидает гонка под проливным дождем…
Создатели фильма раздобыли 24 настоящих болида тех времен, а несколько реплик построили самостоятельно. Гражданские машины, которые мы видим в кадре, тоже оригинальные. Эффект присутствия полный, тем более что кое-где современные съемки перемежаются архивными кадрами. Жаль только, что все буйство гоночных машин показываются лихорадочно сменяющимися отрывками, и не то что полюбоваться - рассмотреть толком даже сложно. Вот промелькнул шестиколесный Tyrrell P34, а вон March Витторио Брамбиллы, а там Ligier Жака Лаффита. Но человек, который гонками не интересуется, увидит лишь хаотично мелькающие детали незнакомых болидов и вряд ли сможет проникнуться духом эпохи.
В фильме два героя показаны жесткими соперниками, которые только и делают, что грызутся и обзывают друг друга то крысой, то ослом. Но на самом деле, как говорит Ники в интервью, они довольно неплохо ладили (это заметно и по архивным кадрам в конце фильма), и что он, Лауда, симпатизировал Джеймсу. По некоторым данным, на рассвете своей карьеры, в 71-м, гонщики даже снимали вместе квартиру. Но это в обычной, гражданской жизни, а на трассе они действительно не уступали друг другу ни сантиметра. И зритель в этом не сомневается.
Хорошо, что сюжет подсказан самой историей, и режиссеру не пришлось делать очередную сопливую мелодраму про двух гонщиков, которые не могут поделить одну девушку и выясняют отношения то на трассе, то в боксах. Да и вообще, первая половина фильма - это сплошь комедия, и только после "зеленого ада" на Гран-при Германии начинается собственно драма. В итоге один уступил, но выиграл, а второй победил, но проиграл. И нельзя однозначно сказать, кому больше повезло.
Click to view
После того памятного сезона 1976 года дела Ханта пошли на спад, и он устроился на ВВС в пару к легендарному комментатору Мюррею Уокеру. Лауда же еще дважды стал чемпионом, а после ухода из гонок основал собственную пассажирскую авиакомпанию (даже две) и сам регулярно садился за штурвал самолета. После премьерного показа фильма он говорил, что очень хотел бы, чтобы Джеймс посмотрел эту ленту.
Click to view