Кто такой - Учитель?

Mar 03, 2010 13:55






По каким критериям мы выбираем себе учителей, гуру, тренеров, всех тех, кто, как нам кажется, откроет нам истину, двери в новый мир, научит правильно жить, видеть, чувствовать?

В первый момент, при встрече с персонажем, который говорит или делает что-то, истинность чего нас восхищает, мы видим в нем только этот свет - мы очаровываемся учителем, и несколько восторженное восприятие этого человека - есть вполне естественное явление, скорее способствующее процессу обучения.

Мы уверенно говорим его словами, отстаиваем его взгляды, считая их своими - ведь мы искренне согласны с ними! Так мы набираем и проговариваем необходимый объем информации к дальнейшему самостоятельному освоению.

Затем наступает стадия, когда нам становятся видны чисто человеческие качества учителя. Несовершенство...

Многим это сложно пережить. Кто-то закрывает на это глаза, отказываясь верить, кто-то начинает разочаровываться во всем, чему учил их этот человек. И то и другое - тоже нормальные естественные процессы, мы по разному учимся, но это один из этапов, когда полученная информация переваривается и начинает фильтроваться, становиться уже нашим мнением.

Кстати - до чего хорошее слово - "Мнение"! от слова мнить...

А дальше жизнь проверяет все то, чему мы научились, подтверждает или опровергает, комбинирует, перерабатывает мнения в знания, а потом ставит новые вопросы, для ответа на которые к нам приходит новый учитель. И цикл повторяется снова.

Так кто же такой - Учитель? Должен ли он быть идеально просветленной личностью, чтобы  иметь право учить нас, дать нам необходимый старт к самостоятельному плаванию? Конечно нет.

Как правило, нашим учителем становится  просто тот человек, который уже ответил себе на вопросы, которые мы задаем только сейчас. При этом у него могут быть свои невыученные уроки, от чего наше общение с ним не утрачивает свою ценность.

Забавно, что постулат потребительского общества - "если ты такой умный, то почему такой бедный", так же часто используется среди так называемых "продвинутых" и "идущих по пути" . Бытует мнение: если ты просветлился - то почему в твоей жизни есть место проблемам, болезням, сложностям... Сами того не замечая, люди мыслят старыми шаблонами, просто переставляя слова, используя новые термины.

При любой степени осознанности (просветления, или как еще угодно это называть...) у человека, если уж он тут в сансаре, есть свои задачи, которые ему необходимо решать. Одновременно с этим он может отлично помогать тем, кто на "нижнем этаже".

Есть интересное мнение, что по настоящему эффективным обучение бывает, только в случае если учитель находится не на уровень, а на два выше ученика. Тогда он действительно уже перестал осваивать тот же предмет, что и ученик, полностью переварил и сделал это своим знанием.

в раздумьях, учителя

Previous post Next post
Up