В 2004 году я заметила резкий спад интереса у старшеклассников к НИР по экономике. У меня в экономический кружок НОУ регулярно ходили два-три мальчика и хорошо, если одна девочка.
Школьники тех лет сейчас заканчивают вузы.
Оригинал взят у
repin в
Солнце как враг экономикиПопросил студентов прокомментировать
памфлет Фредерика Бастиа о Солнце - конкуренте производителей осветительных приспособлений. Это известный памфлет, но студенты пятого курса экономического факультета о нём ничего не слышали. Не слышали они и о Бастиа.
Я вкратце рассказал студентам про Бастиа, которого Маркс характеризовал как "…самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18).
Рассказал я и содержание памфлета. В нём Бастиа ещё в 1845 году обращал внимание французских законодателей на катастрофически дешёвый, более того, даровой импорт освещения во Францию. И этот импортёр - Солнце. Как только оно восходит, французы перестают нуждаться в освещении. Производители освещения терпят убытки. А вместе с ними терпят убытки все отрасли, связанные с освещением.
Бастиа предлагает издать закон, который предписал бы запереть все окна, стеклянные крыши, ставни - словом, заткнуть все отверстия, через которые солнечный свет обыкновенно проникает в дома.
И сразу поднимется спрос на свечи. А для производства свечей нужно сало, масло, воск, а также китовый жир.
Если будет потребляться больше сала, то потребуется больше быков и баранов. Это умножит число искусственных лугов, количество мяса, шерсти, кож и в особенности навоза, этой главной основы земледелия.
Если будет потребляться больше масла, то расширится культура мака, олив и полевой репы.
Для производства воска многочисленные рои пчел будут собирать мёд.
Для добычи китового жира тысячи судов пойдут на ловлю китов, и в короткое время Франция приобретёт огромный флот.
Золото, бронза, хрусталь в подсвечниках, лампах, люстрах, канделябрах заблестят в прекрасных магазинах.
У каждого увеличится заработная плата, повысится и его благосостояние. Не найдется ни одного француза, начиная с богача и кончая жалким продавцом спичек, положение которого вследствие принятия закона не изменилось бы к лучшему.
После моего рассказа я попросил студентов найти этот памфлет в Интернете, и одна студентка прочитала его вслух.
Я предложил студентам высказать своё мнение о предложении Бастиа с сегодняшних позиций. «Может, обратиться к нашим депутатам Государственной думы с аналогичным предложением?», - пошутил я.
Студенты к этому предложению Бастиа и моему предложению отнеслись настороженно.
Студенты. Да, конечно, экономика от этого выиграет, но без естественного света не очень хорошо. Глаза можно испортить.
Я (ошарашенно). Но у нас появятся стимулы к созданию искусственного света не менее высокого качества, чем солнечный. И наступи конец света - мы к нему будем лучше готовы.
Студенты. С закрытыми окнами будет душно. Хотя можно кондиционеры поставить везде...
Я (вживаясь в роль). Ночью будем открывать. А если не поможет, сделаем отверстия для поступления воздуха, которые не пропустят свет.
Студенты. А может не на весь день закрывать окна, а только на часть дня?
Я. Это вариант. Его следует обсудить. Предусмотрим льготы для отдельных категорий населения.
Студенты. Придётся контролировать исполнение закона. И выгоды от роста экономики могут не перекрыть потерь от содержания контролёров.
Я. У нас есть уже служба, которая следит за доставкой товаров в Россию из-за её пределов. Это таможня. Они и будут контролировать поступление света в помещения, и штрафовать нарушителей закона.
Студенты. Солнечный свет полезен для здоровья и без него люди будут болеть.
Я. Никому не запрещено выходить на улицу и там принимать солнечные ванны.
Студенты. На улицах будет столпотворение.
Я. Полиция отрегулирует.
Студенты. Но французы не приняли предложения Бастиа. Наверное, не всё так хорошо, как пропагандирует Бастиа.
Я. Французы не доросли до предложения Бастиа. Да и технический прогресс на нашей стороне. Нам теперь по силам сделать свет лучше солнечного.
Студенты. Но сделав свет лучше солнечного и почти такой же дешёвый, всё вернётся к тому, что мы имеем. Стоит ли начинать?
Я (окончательно войдя в роль). Стоит. Когда искусственный свет будет лучше солнечного и очень дёшев, мы придумаем новые трудности. Например, запретим дышать естественным воздухом. Только искусственным.
Студенты. А хорошо ли людям запрещать столь естественные вещи?
Я. Протекционизм, то есть защита отечественного производителя путём ограничения или запрета импорта - давно сложившаяся практика. От неё никто не собирается отказываться.
Студенты. Вот и алкоголь запрещают продавать по ночам. Хотя алкоголь вредный. Хорошо ли запрещать освещение через окна?
Я. Хорошо, потому что люди, преодолевая трудности, добывая искусственное освещение, будут больше работать. У них будем меньше времени пить водку.
Студенты. Что попало эти лягушатники французы придумали! Пусть сначала у себя попробуют, а мы пока подождём. Не зря Маркс назвал Бастиа пошлым.
Я (устало). Ребята, вам не надоело нести эту чушь. Неужели ни у кого нет нормальных комментариев памфлета Бастиа? Слово памфлет вам ни о чём не говорит?
Студентка (ищет в Викепедии, читает вслух). «Разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей».
Я. Да уж. Яснее не стало?
Студенты. Нет. А вы скажите нам правильный ответ.
Я. Подумайте ещё. У нас есть 20 минут до конца урока.
Студенты. Отпустите нас пораньше. А то сейчас первокурсники набегут в столовую, очередь будет. Быстренько скажите нам как правильно, и отпустите.
Я (сдаваясь). Пошутил Бастиа. Он за свободу торговли. Он против запрета и ограничения импорта. Памфлет про Солнце он придумал, чтобы показать абсурдность таких ограничений. А Вы всё приняли за чистую монету. Бегите в свою столовую. А про вас я в Живом журнале и Макспарке напишу, что вы шуток не понимаете. Читайте про себя.
Студенты. А если мы жаловаться будем?
Я. Не на что. Я не назову ни ваших имён, ни даже вуза.