Последняя роль Евгения Леонова в театре. Его личная "поминальная молитва". Спектакль, который после его смерти был снят с репертуара и только недавно восстановлен.
Марк Захаров находит в пьесе Григория Горина не только смелость говорить о вещах, о которых не говорили в то время, не только меланхоличность и грусть одной еврейской семьи и всего народа, но и невероятную, полную радости жизнь. Следуя строгим законам античной постановки актеры иногда начинают говорить, потом мелодекламировать, затем петь, а после и танцевать. Серьезность переплетается с юмором, печаль с радостью, создавая настоящую жизнь небольшой деревни на сцене. И Захаров мастерски выстраивает эти моменты.
"Поминальная молитва". Ленком.
Если бы театр был столь же популярен как кино, то пьесу и спектакль давно бы разорвали на цитаты, вот только парочка:
"Кому-то из нас надо быть евреем, уж лучше я чем вы".
"Роды принимать буду я, ребенок должен видеть прекрасное сразу".
А уж диалог героев про женитьбу на бурой корове и вовсе великолепен.
"Поминальная молитва". Ленком.
Леонов настолько искренен, что ты не видишь и не хочешь видеть в нем актера. Он простой и понятный человек, которому сопереживаешь от начала и до конца. По его исполнению можно писать учебное пособие: "как надо жить на сцене". Он даже не пытается что-то играть и что-то из себя строить. Он существует здесь и сейчас, напрочь выбивая зрителя из мира нынешнего и относя его в мир спектакля. И вот ты уже забываешь, что перед тобой сцена, и радуешься, что тебе дозволено побывать в маленьком домике, где бушуют нешуточные-шуточные страсти.
Хороша и Любовь Матюшина, исполняющая роль Голды, супруги главного героя. А ее финальный монолог воздействует на зрителя настолько сильно, что врезается в память. Вдруг слова прерываются и она начинает петь песню, без слов, всего тремя гласными буквами, но в этих трех гласных боли и счастья еще больше, чем в стройных предложениях драматурга.
"Поминальная молитва". Ленком.
И кажется, что нет в спектакле ничего особенного. Актеры просто взаимодействуют друг с другом, разговаривают, танцуют... Нет здесь никаких режиссерских задумок, нет никаких фишечек, нам не тычут в лицо символами, нам просто показывают быт людей и их жизнь друг с другом. Но в этом и заключается главная задача режиссуры, вся ее прелесть. Режиссеру и актерам удалось достигнуть той синергии, когда все работает слажено. Когда нет необходимости удивлять и поражать зрителя новыми формами, потому что старые, искренние и человечные работают.
"Поминальная молитва". Ленком.
После смерти Леонова Захаров отказался восстанавливать спектакль и был абсолютно прав. К сожалению, в прошлом году спектакль восстановили, но уже по нескольким кадрам понятно, что это совсем не та "Поминальная молитва", которая была когда-то. Актеры говорят тот же текст, выполняют те же мизансцены, танцуют те же танцы под ту же музыку, но в новой постановке нет той души, которая была когда-то. Некоторым спектаклям нужно оставаться не восстановленными.
Советую посмотреть "Поминальную молитву" театра Ленком с Евгением Леоновым в главной роли. Это почти эталонный спектакль. В нем есть свои проблемы, но они настолько незначительные по сравнению с достоинствами, что и говорить о них не хочется. Леонов - великий актер и все его величие в простоте, человечности, искренности, исповеди, которое он выносит на сцену.