На эту серию постов меня натолкнул andrius_pariy, за что ему спасибо! Суть вопроса примерно такая: почему современный театр стал таким? И почему пропал тот настоящий театр?
Поразмыслив, я понял, что за один пост не отвечу, проблема достаточно комплексная и включает много факторов. Но, поскольку понедельник день тяжелый, то давайте в этот день разбираться с проблемами театра, и с которыми театр сталкивается. Начнем с не самой значительной. Мат на сцене. Можете написать, как вы относитесь к мату на сцене, а я постараюсь изложить свое мнение.
Мат в театре был фактически под запретом до 90-х годов. Потом, мы помним, произошла перестройка, отсутствие контроля, отсутствие цензуры и мы пришли к потерянному десятилетию, что в кино, что в театре. Почти ничего хорошего за десять лет не ставилось и не снималось. Из этого хаоса рождались новые течения, потому что пустоту надо забивать хоть чем-то, а поскольку современное искусство имеет своим основным положением шок, то надо было придумать, чем зрителя шокировать.
Отсюда и пошло мнение, что матюгнуться со сцены это смело. Это шокирует зрителя и приближает театр к простому народу. К жизни, которая вокруг. Вот только проблема в другом. Как сказал Оскар Уальд: "Театр, это настоящая жизнь". Английский писатель и драматург не совсем прав. Театр, это не настоящая жизнь. Это лучше жизни. Задача театра возвышать зрителя, а не опускаться до уровня массы. Таким образом мат на сцене лишает театр одной из своих задач.
Обычно в таких случаях принято добавлять фразу: "я не ханжа". И я действительно не ханжа. В жизни я часто и много матерюсь и не брезгую пошлыми шутками, но на сцене считаю это неприемлемым. Мат использовать можно, но только в крайних случаях, когда без этого невозможно обойтись. В конце-концов запрещенными словами не брезговали и Пушкин с Есениным, но употребляли их только в крайней необходимости и, что самое важное, талантливо.
Великая Фаина Раневская тоже могла приложить матом кого угодно, но на сцене все же сдерживала себя. Нет смелости в том, чтобы сказать какое-то матерное слово со сцены, но даже если вы это делаете, то это должно быть абсолютно оправдано, не мерзко и "вкусно".
Ни в театре, ни в искусстве нет запрещенных тем или слов, но их использование зависит от степени таланта художника. Если использовать мат ради мата, то в этом нет ни малейшего смысла, кроме желания материться, словно у маленького ребенка, который впервые услышал запрещенные слова и теперь ходит и говорит их целыми днями, думая, то это делает его взрослым. Но ребенка от взрослого, в том числе, отличает и умение себя сдерживать.
В большинстве случаев мат попросту не нужен. Он ничего не выражает, не оправдывает, не добавляет красок и смысла, он просто нелеп. Зрители часто смеются, когда актер матерится со сцены. Это вполне себе нормальный животный инстинкт. В нашей психологии заложено, что мы будем смеяться над низменными вещами. Но все-таки хочется верить, что театр должен возвышать зрителя, а не низводить его.