Расскажу о своем путешествии по Волге в июле этого года. Мой маршрут был Москва-Астрахань-Москва, то есть почти вся Волга от начала до конца и обратно. Трип по Волге - самое красивое впечатление в моей жизни. И это при том, что я много поездила, мне есть с чем сравнить. Оказалось, что за красотой никуда особо ехать не надо, все есть здесь. Да и культурная насыщенность впечатляет.
Первым делом пришлось уяснить, что круизы - самый дорогой вид отдыха в принципе, даже если они отечественные. Цена путешествия на океанском или средиземноморском лайнере считается в тысячах, а то и десятках тысяч у.е. Цена моего 19-дневного трипа по Волге на бюджетном теплоходе равна цене двухнедельного пакетного тура в Грецию с отелем 3-4 звезды: стоимость отеля + билетов, но без питания и карманных денег. То есть, этот отдых, хоть и отечественный, по деньгам совсем не выгоднее заграничного. Высокая стоимость объясняется именно наличием теплохода и преимуществами такого вида отдыха. А именно: осмотр 12 городов за 2,5 недели, непрерывная природная терапия для глаз, возможность абсолютно расслабиться и одновременно, не напрягаясь ни секунды, увидеть довольно большой регион родины. Действительно, беспрецедентно удобное сочетание для отпуска.
Второе. Существует много фирм, продающих туры по Волге. Суть же заключается в том, что кораблей не так уж много, и фирмы всегда продают туры на одни и те же лайнеры и в одни и те же каюты. То есть, выбирать надо не турфирму, а сам теплоход. Ибо уровень отдыха напрямую зависит от класса теплохода. Список и описание подробностей посудин, плавающих по Волге, можно изучить в интернете. Они отличаются по количеству палуб (от 3 до 5), уровню и давности ремонта, размеру кают, насыщенности сервиса и проч. И это главное в ценообразовании тура. Все без исключения теплоходы обеспечат вам одни и те же умопомрачительные виды Волги, один и тот же маршрут, одни и те же экскурсии. Но каждый корабль порадует разной степенью вылизанности, уровнем и системой питания, количеством и вышколенностью обслуживающего стаффа и, возможно, развлекательной программой. В общем, точно так же, как отели разной степени звездности в одном и том же городе: внешний антураж один, начинка разная. В итоге разница в туре на одного человека на бюджетном и понтовом теплоходах может отличаться на несколько десятков тысяч рублей, только за класс и уровень.
Третье. В рамках одного, любого теплохода есть разные варианты кают и, соответственно, цен. 1, 2, 3 и 4-местные комнатки, верхние или нижние полки, наличие/отсутствие телевизора, мини-холодильника, кондиционера, санузла, размер и количество окон, 1, 2 или 3-разовое питание, выборочные или все подряд экскурсии. То есть, можно подобрать все под свои личные потребности и по своему ценовому лимиту. Далее, смотрим, какой теплоход в какие числа плывет. И когда уже определитесь, можно прошерстить разные турфирмы на предмет разницы цен на одну и ту же каюту и выбрать. У нас была оператор «Инфофлот», все прошло хорошо. Кстати, разбирают все очень быстро, и бронировать надо где-то за полгода до путешествия (в январе-феврале).
Теперь конкретно про меня. Наш «Афанасий Никитин» - был бюджетный вариант. То есть, это 3 палубы, ремонт а-ля ретро. Без ослепительности океанского лайнера, но чисто, камерно, приятно, никакого ощущения нафталина. Палуб три, но этажей четыре. Мы были на средней палубе, она же третий этаж. Это средний класс и есть, не общежитие, но и не суперлюкс: 2-местная каюта с окном, удобствами, холодильником, 3-разовым питанием и выборочными экскурсиями. Каюты уютные и чистые, уборка каждый день. По размеру они немного больше, чем купе в поезде; кровати тоже чуть больше и вполне соразмерны человеку. Звукоизоляция между каютами хорошая. Рядом был бар, музыку оттуда мы, конечно, слышали, но все прекращалось часов в 12, без проблем. Все радости от корабля были получены: возможность слоняться по палубам, сидеть там же на стульчиках и медитировать на проплывающие виды, сидеть в салоне с общим телевизором (был оккупирован футбольными болельщиками))), загорать на лежаках на площадке на корме или расслабляться в своей комнатке со всем необходимым. Загар на реке прилипает, как в Африке. Теплоход плывет абсолютно бесшумно и не мешает спать. Из-за малой скорости совсем не укачивает, и есть возможность рассмотреть всю местность. Ритм жизни очень спокойный: в 9 завтрак, пауза, днем остановка на 2-3 часа в городе, потом обед, пауза, вечером ужин, пауза. Все промежутки времени свободные, и времени хватает на все на свете. Отдых на теплоходе - ооочень ленивый. Я в отпуске люблю лениться, но здесь было слишком даже для меня))) К слову, прочитан был ВЕСЬ «Тихий Дон», 2 романа Агаты Кристи, «Дом на набережной», просмотрено 2 сериала и замызганы до дыр игральные карты))) В общем, ежедневные стоянки по 2-3 часа позволяют очень бегло посмотреть города и дают тонну свободного времени на корабле, обязывающего придумывать себе развлечения.
Программа экскурсий очень насыщенная, каждый день новый город. Можно спорить о том, какие города можно было пропустить, а какие добавить, но это все уже индивидуально. Основной костяк всегда в программе - Ярославль, Плес, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Астрахань. Когда-то богатейшие русские купеческие города с кремлями, монастырями, набережными и старинной застройкой. Центр городов в достойном состоянии, так как трасса туристическая и даже немного объезженная иностранцами. Смотреть на большие приволжские города, напичканные архитектурой, в окружении красот природы - радость и гордость, честно говоря. Уровень культурных впечатлений, лично у меня, не слабее трипов по Европе. Экскурсии совсем необязательно брать везде. Если изучить карту памятников городов заранее, лучше и свободнее погулять там самим. Специальные туры нужны только там, где требуется автобус в какую-то дальнюю точку. Другой возможности посмотреть столько мест, при этом самому не двигаясь с места, а наоборот переживая лавину лени, нет в природе)) Про разнообразие и красоту ландшафтов, которые каждый день разные, вообще молчу. Моя нервная система умиротворилась так, будто год плавала и смотрела на пейзажи, а не две недели… Да, и кроме городов в программе было штук пять «зеленых стоянок», то есть, уединенных пляжей на Волге. Дно песчаное, вода чистая (пока не зацветет в конце июля))).
Пассажиры такого маршрута - в основном семьи разного возраста. И средний возраст, и пенсионеры, и пары с детьми. Все спокойные, приличные, из разных городов. Подворотни нету, т.к. подворотне все это не по карману. Взрослым радость - медитация и спокойствие, детям - беготня по палубам, грудничкам - тишина и воздух. Бездетных людей от 20 до 40, жаждущих более интенсивной жизни, там не наблюдается))) Вообще, настраиваться нужно на скучный и спокойный отпуск и похоронить надежды на вихрь знакомств и ярких личностей, это немного не по адресу))) А помедитировать в уединении, с самыми близкими - самое оно. Кстати, чтобы не заскучать на обратном пути, когда экскурсий становится меньше, а города начинают повторяться, да и лень даже у видавших виды уже зашкаливает, можно взять трип только в одну сторону Москва-Астрахань (9 дней), а обратно быстро поездом и самолетом. Заодно и заметно сэкономить. Я бы сделала так, если б организовывала все заново.
Теперь пара ложек дегтя. Инфраструктуры на корабле нет никакой)) Анимация для детей, наверное, приемлема, она же всегда для них примерно одинакова. «Развлечения» же для взрослых на нашем «Афанасии…» были ну чисто как пародия на совдеп, наш колхоз снова с нами. «Дискотека» того же уровня - «Руки вверх» и Стас Костюшкин))) Певец в ресторане пел хорошо… но только отборный шансон))) Короче говоря, я сделала вид, что этой части трипа не существует, не надо мне таких потрясений. Вопрос, оставшийся невыясненным - на кораблях поцивильнее есть шанс вечером послушать джазик или хоть американо-европейскую, не убогую эстраду? Если да, то на них, видимо, не так скучно.
И апофеоз отпуска - кухонные извращения. Питание на «Афанасии…» оказалось ОТВРАТНЫМ. Есть версия, что это из-за сокращения бюджета на еду конкретно в этом году. Ощущение, что готовили из отбросов, оставшихся от предыдущего дня, причем из всех сразу. Фантазия повара не могла явиться человеку ни в каком параноидальном сне (никто не думал, что можно соединять такие продукты!). А может, наоборот, бедный повар пытался хоть что-то изобразить из этих помоев. «Засада» заключалась в том, что оплачен «all inclusive», и даже если плюнуть на деньги, альтернативы-то нет)) В городах остановки короткие, за это время в кафе не поешь, а только отгуляешь экскурсию. Урывками можно покупать продукты и вкуснейшую копченую рыбу у местных жителей на берегу, если у вас есть холодильник. Но все равно полностью так себя не накормишь. На других кораблях, по отзывам, тоже бывают такие засады, причем год на год не приходится - то помои, то уровень нормального ресторана. В общем, с питанием полнейшая русская рулетка. По-моему, лучше не рисковать, а взять только завтрак и запас еды в холодильник. Это также мотивирует взять 9-дневный, укороченный трип - менее драматично все пройдет. Хотя может и повезти с едой - это непредсказуемо.
Итог путешествия следующий: круиз - это недешевый, невыразимо расслабляющий отдых, позволяющий увидеть много мест на карте, отключиться от всех проблем жизни на суше, при этом все время самостоятельно придумывая себе занятия и не поддаваясь скуке.
Да, еще очень милый побочный эффект прошедшего трипа - стать частью «клуба» тех, кто путешествует по России. Френдленту с подобными фото пролистываешь уже с ощущением сопричастности к чему-то красивому и совершенно замечательному. Тех, кого плющит снобизм и детские истерики от вида родных пенатов, оставляем за бортом)))
Точно знаю, что поплыву еще, может и не на следующий год, но когда-то в обозримом будущем. Уже изучаю направления на север, восток и юг России, там уйма интересного :)