Виа-ферраты Доломитовых Альп.

Apr 23, 2019 16:51


Вторым и основным районом нашего виа-ферратного путешествия были намечены Доломитовы Альпы. Именно в этих горах во времена первой мировой войны итальянская армия начала строить первые “железные пути” - виа-ферраты. Многие из них сохранились и используются сейчас в туристических целях (конечно, после реставрации). Центром виа-ферратного мира принято считать город Кортина’де’Ампрезо, столицу одноименной коммуны. В окрестностях этого города количество феррат просто космическое, чтобы пройти их все, потребуется пару недель идеальной погоды и столько же свободного времени. У нас было 6 дней, из них только 4 с хорошей погодой.





Ехали от озера Гарда дольше, чем рассчитывали, но шумящий за окном дождь надежно усыпил ребенка, так что проснулась Сашка уже в Доломитах, минут за сорок до подъезда к нашему отелю.

Следующее утро очень удивило - за окно было белым бело и очень холодно. А особенно после вчерашних +30 у озера Гарда такие погодные выкрутасы воспринимались странно. Но мы не растерялись и пошли с Сашей играть в снежки. Потом все вместе, напялив всю тёплую одежду, что у нас была, поехали (ну то есть Саша поехала на коляске, а мы пошли пешком) к ближайшему озеру Lago di lake. По дороге нашли скалолазные сектора. У озера Саша замерзла, несмотря на все наши ухищрения, одевания и укрывания. Так что пришлось оперативно возвращаться.



Прекрасное летнее утро



Справа виднеются скала, на которой находятся скалолазные сектора

А к обеду стало совсем хорошо,- дождь закончился, выглянуло солнце и снег начал активно таять. Так что мы решили не терять лазательный день и сходить коротенькую феррату, которую можно было сократить за счет подъемника (минус 300 метров по высоте вверх и все 900 вниз). Но, попав в Кортину прямо в которой была нижняя станция канатки, мы долго крутились в поисках парковки, потом в поисках магазина и в конце концов решили идти первые 300 метров набора высоты пешком вместо планируемого подъема на канатке. И прошли, где-то минут за 45. Вроде казалось, что всё, дальше нужно лезть. Но нет, пришлось ещё достаточно долго подниматься пешком. Зато потом полезли так полезли. Феррата оказалась спортивной, достаточно требовательной к физической подготовке. Её практически невозможно было идти свободным лазанием из-за сложного рельефа. Имелся даже длинный нависающий участок. На нем были набиты скобы, но все равно расслаблено лезть не получалось. Вообще феррата оказалось какой-то бесконечной. Несколько раз казалось, что вот он, конец, но нет. В результате, мы выбрались наверх только к пяти часам вечера. Там прямо недалеко от скамеечки, увенчивающей конец ферраты, находилась верхняя станция подъемника из центра Кортины и большой приют.  Мы зашли в приют, было открыто, но внутри темно и не души. Стало понятно, что подъемник всё, нихт, и вниз нам идти пешком. Действительно, когда мы нашли расписание работы подъемника, то прочли, что последний вагончик должен был уехал полчаса назад. Чуть взгрустнув по этому поводу, пошли искать спусковую тропу. Она была прорублена в зарослях альпийской сосны и виляла из стороны в сторону через каждый метр, но все равно была очень крутой. Костя предпочитает вниз бегать, и я в попытке за ним угнаться, знатно шлепнулась на руку. Думала всё, приплыли, но к следующему дню рука рассосалась.  На уровне средней станции канатки тропа выполаживается, так что Костя уговорил меня перейти на бег уже буквально. Через десять минут мы уже были в Кортине, а ещё через десять садились в машину.



Феррата проходит как раз посредине стены, чуть левее вершинки



Вид на ту же гору, с той же стороны, только со склонов горы по другую сторону долины - Тофана-ди-Мезо. Феррата поднимается не на самую вершину, а на лесистое плато, примерно там, где внизу виднеется просека в лесу под подъемником.



Виды во время подъема



Маленький Костя на большой стене



Внизу виднеется Кортина





Человек-истукан и на правой фотографии остатки первой мировой на плато

На следующий день обещали пречудесную погоду, потому мы собрались в районе Трех вершин Tre Cime или ещё одно название - Три вершины Лаваредо.



Tre Cime или Три вершины Лаваредо

На мой взгляд, три этих горы являются символами Доломитовых Альп. Когда - то очень давно я влюбилась в их фотографию с подписью Доломиты. Тогда мне это название ничего не говорило и казалось, что это где - то бесконечно далеко, может в Южной Америке. Эти горы так запали мне в душу, что в плане нашей поездки ферраты в их окрестности были отмечены звездочкой с пометкой “посмотреть в первый же день хорошей погоды”, даже не смотря на то, что сами ферраты здесь не сложные. К приюту у подножия вертикальных стен TreCime можно заехать прямо на машине, правда проезд платный. Удивительно, но сюда, на самый верх, ходит даже рейсовый автобус. Около приюта пять парковок, мы приехали рано, людей было мало и не было понятно, зачем такие объемы паркомест. Но днем, видя сотни людей на тропе, стало ясно, что такое количество парковок - необходимость. Более того, уезжая, мы обнаружили немало машин, припаркованных у обочины в опасной близости от края обрыва. Вообщем, кто рано встает, тому Бог места подальше от обрывов подаёт.

Из  всех вариантов подхода к приюту Chiesetta Alpina, находящемуся с противоположной стороны от Трех вершин, мы выбрали самый длинный, обходящий все вершины по кругу. Как бы самый видовой и обзорный. Кто же знал, что снега местами выше колен при Костиных-то  кроссовках. Буквально за день до этого у меня тоже были только тряпичные легенькие кроссы, но я предусмотрительно обзавелась надежными ЛаСпортивовскими трекинговыми ботинками. Короче к снегу была готова только я. Переход усложнялся ещё и тем, что на утоптанных частях тропы был лёд. Поэтому, когда мы через пару часов добрались таки до приюта Chiesetta Alpina, там было уже валом народа.





Кусочек тени от Трех Вершин, они как раз за нашей спиной и роскошное озерное плато под ними.



Приюта Chiesetta Alpina и обед за его столиками вместе с птичкой

Перекусив, направились на первую феррату сегодняшнего дня на вершину Torre di Toblin. Она ходится радиально из приюта  Chiesetta Alpina. Феррата предполагалось несложная (уровня 3В). Но вот описания прочитать перед выходом я забыла, распечатки тоже остались в машине, так что вместо 3В на вершину мы залезли по простенькой спусковой феррате (уровня 2А). С вершины попытались уйти вниз по более сложной, но благоразумный Костя решил, что это небезопасно, и пришлось возвращаться тем же путем. Вернувшись к началу ферраты у подножья горы немножко походили, пытаясь найти начало более сложной ферраты, но  так и не нашли.



Torre di Toblin возвышается посредине, слева со снегом сливается беленькое здание приюта Chiesetta Alpina. Фотка с гребня горы Туннель.



Вид от начала ферраты (вернее от конца спусковой ферраты). Отсюда всего с десяток километров до нашего отеля. Он где-то внизу, в долине, там где видны зеленые деревья.



На вершине и начало спуска

Назад к приюту вернулись быстро и не задерживая начали подъем к следующей феррате сегодняшнего дня, обещавшей быть ещё проще предыдущей. По описанию, это простенькая 2А. Феррата поднимается на вершину Monte Paterno через сеть туннелей, наследия первой мировой (собственно гора так и названа  - гора-Туннель). С вершины надо немного приспуститься назад на перевал и дальше с перевала продолжить траверс и спуститься напрямую к перевалу под первой башней Трех Вершин. В идеальном плане оказалось много НО. Во-первых, толпы людей, идущих как параллельно нам, так и навстречу по феррате. Во-вторых, лед и снег на маршруте, благодаря которому эта двойка (двойка!!!) показалась самой сложной ферратой из тех, что я ходила раньше. Добравшись до перевала, стало понятно, что траверсом не пройти. Снег на крутом спусковом  склоне не оставлял шансов. То есть назад надо было спускаться по этой же заледенелой феррате. Это нас так расстроило, что на вершину мы не пошли, хотя и лазания оставалось там не много, но по водопаду. А мы и без того знатно намерзлись в длинных очередях. Во время спуска вниз встретили родителей с детьми. У них всех была очень условная самостраховка, без амортизаторов рывка. И у взрослых к тому же был один ус самостраховки вместо пары. На заледенелой феррате. Сильно после обеда. С длинными очередями. Ну что тут скажешь. Это Спарта.



На вершине и начало спуска



Гора-туннель с перевала под Тремя Вершинами, примерно по центру кадра проходит спусковая тропа с перевала под вершиной, по которой мы не смогли пройти из-за обилия снега



Озера по другую сторону горы-Туннеля

Таким образом лазательный день в районе Трех Вершин Лаваредо прошел не очень продуктивно.  Но находились мы знатно. Навигатор показал 19 километров. Это не считая пары километров тоннелей.

На следующий день обещали такую же идеальную погоду минус снег, потому что за прошлый день он изрядно подтаял. Потому мы пошли на самую длинную феррату района на вершину Tofana di Mezzo (3243). Эта гора,  между прочим, третья по высоте во всех Доломитах. Феррата состоит из двух феррат, и обе - сложные. Особенностью этого дня было то, что мы почти не ходили, а только лезли. Старт первой ферраты находится в  пятнадцати минутах ходьбы от подъемника у Rifugio Pomedes, а финиш последней - прямо рядом со спусковым подъемником Cima Tofana. Итого - около 8 километров чистого удовольствия.



Наша гора, Tofana di Mezzo, самая высокая посредине в юбочке из облаков. Фотка сделана в первый наш лазательный день с вершинки напротив.



Первая феррата поднимается на первую вершину в хребте - Punta Anna (2731). Называется она Guseppe Oliveri. Почти всю эту феррату у меня получилось пролезть свободным лазанием (кроме 2-х перехватов), хотя местами пришлось понервничать. Эту часть мы прошли не очень быстро из-за того, что я лезла не хватаясь за трос. Но все равно умудрились кого-то обогнать. На этом участке, благодаря его доступности, очень много людей.  Но большинство из них после вершины продолжают движение по феррате Guseppe Oliveri и спускаются по ней вниз.



Феррата Guseppe Oliveri



Слева - самая запоминающаяся вершина района - Тофана’ди’Роузес. Она несколько ниже, чем Тофана-ди-Мезо, на которую идем мы. На Тофана’ди’Роузес также ведет феррата. Жаль, что у нас не хватило на неё времени.



Наша вершина - средняя, но масштаб не виден - она на полкилометра выше, чем Пунто Анна, которая возвышается на переднем плане.



Препятствия первой части и шарик, долго летавший в потоке, а потом чудом прилетевший мне в руки

С вершины Punto Anna мы, конечно, не стали спускаться вниз, а продолжили путь вверх. Здесь феррата поменяла название на Gianni Aglio. Сначала очень простая, даже местами обычная тропа, но потом начинается технически сложная часть. На этом участке нам встретились самые интересные ферратные препятствия за все наше путешествие. Здесь в парочке мест нужно было хорошо так приложить силу, вспомнив скалолазные навыки.  К тому же мы попали в пробку за новичками, которые как раз пытались преодолеть один из сложных участков. Им снизу более опытные товарищи пытались помочь советом и даже подставить своё плечо в качестве упора для ноги.  Но, надо отдать должное этим итальянским ребятам, при первой же возможности они нас пропустили и извинились за то, что нас задержали.



Прохождение сложных участков. За Костей виден самый смелый из группы итальянских новичков.



После завершения этой сложной ферратной части мы оказались на перевале. Оттуда можно было спускаться вниз, но мы побежали вверх в надежде успеть на последний подъемник. Судя по схеме, трудностей не предвиделось - половина дальнейшего пути было ферратой среднего уровня сложности, а половина - вообще простой ферратой. Это мы так думали. А оказалось, что примерно посередине этого участка страховочные тросы просто закончились и феррата превратилась просто в альпинистский маршрут. Пусть несложный и хорошо маркированным. Вот только веревки для страховки у нас не было, а даже если бы и была, то времени её использовать все равно не было. Мы бежали, перед нами маячил призрак уехавшего последнего подъемника. Если бы мы его пропустили, то пришлось бы лезть ещё километра три феррат на следующую вершину, а потом сбрасывать километр по высоте по тропам. Надежду на то, что мы успеем, предавала маячившая впереди группа. Так что мы пытались их догнать. И догнали таки, прямо под самой вершиной! Пять минуть на пофотографироваться и быстро вниз на подъемник. Успели!  Даже оказалось, что будет ещё один бонусный подъемник. Можно было не так бежать, но кто ж знал. После пересадки на промежуточной станции в вагончике встретили группу новичков, которая задерживала нас на сложном участке. Они не пошли заключительную часть к вершине, а спустились вниз к промежуточной станции подъемника. Похоже, что ребята тоже очень торопились на этот последний подъемник - девчонка из группы рухнула на пол вагончика тяжело дыша.



Огромная арка в скале в начале заключительной части



Вот эти лестницы на фотографии слева - последний участок, подстрахованный тросами. Потом остается только так называемая сванская страховка “Иди, я тебя вижу”. Фотка справа - фрагмент левой,- это трое людей из группы, которую мы догоняли-догоняли и догнали под самой вершиной.





Схема ферраты на Тована-ди-Меззо

За пару прошлых дней мы порядочно устали, так что на следующий день решили сходить расслабленную феррату на пол дня. К тому же с обеда передавали дождь. Выбрали новенькую феррату degli Alpini на вершину Col de Bois. Лет семь назад её с нуля создали итальянские вояки для проведения своих учений. Но она доступна для всех вне времени тренировок армии. Феррата оказалась очень приятной и несложной, я прошла её всю свободным лазанием (кроме пары метров в самом начале). На подходах прошли мимо развалин госпиталя времен первой мировой. Большое такое здание оказалось. В этом районе, как и много где в Кортине, отголоски той войны очень сильны. Прямо на вершине Col de Bois, куда нас вывела феррата,- блиндажи и окопы, местами доски и колючая проволока. С вершины удалось рассмотреть Tofana di Roses, самую величественную гору района, теперь с другой стороны (прошлый день мы разглядывали её с северо-востока, а в этот раз - с юго-запад). Жаль, что в эту поездку нам не хватило на неё времени.



Вершина Col di Bos. Феррата начинается от верхней травки и идет прямо вверх. Какую-то сложность представляют только первые метров десять. Дальше всё просто.



Госпиталь времени первой мировой на подходах



В процессе подъема



Феррата закончилась. Дальше до вершины - пешком. Слева вдалеке виднеются ледники Мармалады - самой высокой вершины Доломитовых Альп.



Панорама района с вершины Col di Bos. Справа - Тофана-ди-Розес. За ней прячется Тофана-ди-Мезо, где мы были в предыдущий день. На вершину слева ведет самая сложная феррата этого района. Туда мы, опять же, не попали.



Остатки землянки и могила на вершине Col di Bos.

Вечером этого дня всей семьей поехали гулять на озеро Мизурина. От этого озера начинается вверх дорога к Трем Вершинам Лаваредо. И, вообще, это очень популярное туристическое место, но от этого не менее красивое. Обошли озеро по кругу, к сожалению не успели на подъемник - а то бы показали бабушке и ребенку горы с высоты.



отпуск, Виа-ферраты, Доломитовые Альпы, Доломиты, горы, Италия, Саша, Альпы

Previous post Next post
Up