Виа-ферраты Арко

Mar 18, 2019 18:47


Для прошлого летнего отпуска мы выбрали совсем новый для нас формат - машина + бабушка с ребенком в отеле + однодневные вылазки из отеля. Вылазки были преимущественного фиа-ферратного характера. А базой стали два города - сначала Рива-дель-Гарда рядом с известно скалолазной меккой - Арко и озером Гарда, а затем - Карбонари рядом с Кортиной-д’Ампреззо - сердцем Доломитовых Альп.



Рива-дель-Гарда и долина Арко со склона горы

Рива-дель-Гарда  - старинный городок у самой северной точки озера Гарда. От древней древности в городе сохранились не так чтобы много достопримечательностей, и мы их посмотрели только в день отъезда, потому что до этого на культурную программу не хватало времени. Мы лазили виа-ферраты.



Ферраты - это оборудованные тросами-лесенками-штырями маршруты, как правило в горах. Снаряжение для них нужно особенное, специальные амортизаторы рывка плюс карабины автоматы. Проблема  в том, что срыв на феррате может быть очень жестким, с фактором рывка сильно превышающим 2-ку, которую способен без травм перенести наш хребет (фактор рывка 2 - это когда метр веревки ловит пролетевшего 2 метра человека). На виа-феррате усу самостраховки длиной в полметра надо остановить глубину падения до нескольких метров. Именно поэтому и используют всякое специальное оборудование на основании амортизаторов. Мы купили готовый сет для виа-феррат с разрывным амортизатором. Особенность этих устройств в том, что на них можно сорваться всего один раз. А потом оборудование придется выкинуть и купить новое. Вообще, на виа-феррате, как и в альпинизме, срыв - это ЧП. Это совсем не как в скалолазании, где падения - рабочий момент. Но и для виа-феррат бывает снаряжение, рассчитаное на многократные падения, на основании динамической веревки и амортизатора-железяки. Но вот амортизируют они похуже, что при глубоком срыве может обернуться проблемами. Хотя, если бы я покупала снаряжение сейчас , я бы точно купила неразрывные многоразовые амортизаторы. Если бы у меня было устройство, которое может пережить несколько падений, то было бы спокойнее было ходить маршруты свободным лазанием. Это  когда страховочный трос используется исключительно для страховки, а руками-ногами хватаешься только за скалы. Не все ферраты проходимы только лазанием. Часто они проходят по гладкой/нависающей стене, где не обойтись без хватания за трос и наступания на лестницы.  Некоторые ферраты требуют дополнительно иметь при себе веревку, так как местами похожи на мультипитч, то есть пробиты только шлямбурами. И некоторые из феррат требуют какого-то минимального уровня лазания, так как простые скалы могут быть вообще никак не пробиты.

Первое наш ферратное восхождение по феррате Via dell' Amicizia было на вершину Cima Sat, скальный зуб, возвышающийся над самим городом Рива-дель-Гарда.



Желтое здание - электростанция Рива-дель-Гарда. Если присмотреться, то видны трубы, уходящие вверх по склону. Первая наша феррата была на самый правый зуб горы.

Старт на неё прямо из центра города. Сначала по отличной мощеной дороги до венецианской башни, а потом по тропе до начала ферраты. Сама феррата не впечатлила. Сначала очень просто, и не совсем понятно, зачем  там висят тросы, а потом очень гладенькая стена, к которой прибиты лестницы. Мысли лезть рядом с лестницами не возникало. Уж очень серьезная была стена. Единственный запоминающийся и интересный участок - лазание вниз с зуба до перевала. Но за первый ходовой день мы устали сильно. Не смотря на достаточно простую феррату, суммарный набор и сброс были по 1300 метров, что для первого дня и нетренированных организмов оказалось немало. Но вечером все равно нашли время, чтобы поваляться на жарком пляже.



Утренний Рива-дель-Гарда



Венецианская башня. Обидно, что через пару лет после её строительства венецианцы потеряли свои земли в окрестностях озера Гарда.



Лестницы ферраты. За нами лез какой-то мужичок.



Зуб с вершинного плато и Костя на последних метрах этого зуба



Вид на долину Арко во время спуска



Ребенок, утки, озеро

На следующий день в качестве отдыха пошли недлинную и горизонтальную феррату. Называется она Тропа контрабандистов, в итальянском варианте “Бандитос”. Тропе этой, вроде как, действительно под тысячу лет и создавали её по легенде действительно криминальные элементы. Время беспощадно, так что тропа местами обрушилась, зато создала отличный маршрут для ферраты. В описании этой тропы в качестве обязательного снаряжения была указана веревка, потому что тросы весят в очень ограниченном числе мест, в основном вбиты только шлямбура. Но во время нашего прохождения в некоторых наиболее страшных местах шлямбура были  соединены веревкой, не сильно старой на вид. Так что, в принципе, без провешивания своей веревки вполне можно было обойтись. Я тропу оценила, хотя и хотелось чего-то посложнее, но было атмосферно.



Утро перед началом спуска с плато вниз к тропе Контрабандистов



Тропа вьется полоской



Технически феррата не сложна, хотя по лицу Кости этого и не скажешь



Местами без страховки идти неприятно. Например, в таких местах, как на левом фото. А на правом уже конец ферраты. Вдалеке у воды виден Рива-дель-Гарда.

Вечером мы съездили посмотреть на водопад в пещере. Вход к водопаду платный, и платный уже более полутора сотен лет. Но видно, за что ты платишь - небольшой ботанический сад на подходах, подсветка водопадов, мостки, которые позволяют заглянуть в самую середину действия.  И,  не смотря на жару снаружи, очень холодно и мокро внутри гротов. Хорошо, что мы подготовились и взяли с собой мембранные куртки.



Водопад в пещере



Наша скромница и маленький ботанический сад

Хватит халявы, хотим настоящую лазательную феррату! Решили мы и на следующий день  поехали на самую сложную феррату района Via ferrata Rino Pisetta (уровня E - Extremely difficult) на вершину Piccolo Dain. Феррата - из классических, но недавно отреставрированных. “Из классических” - значит проходит по логичному рельефу и имеет минимум искусственных опор вроде ступенек. Как сказал Костя,- “Какой замечательный альп маршрут испортили ферратой”. Хотя я считаю, что ферраты не портят, а дополняют альпинизм. Они являются прекрасной точкой вхождения в горовосходительские путешествия и предоставляют возможность увидеть потрясающие места людям самой разной физической и технической подготовки. А маршрут оказался чудесным, процентов 80 я прошла свободным лазанием, хватаясь за трос только в самых стрёмных местах. Как оказалось, уровень Extremely difficult в районе озера Гарда - это как раз то, что нужно, чтобы было интересно, но не сложно.



Вершина Piccolo Dain. Маршрута не видно, он за поворотом справа.



Слева - первые метры маршрута, справа тоже где-то недалеко от начала



На маршруте



И ещё



Вершина Piccolo Dain. Маршрута не видно, он за поворотом справа.



Вид на соседнюю гору и на низовья долины Арко



Вид в сторону гор, долина у нас за спиной



Последние метры к вершине

На следующий день рано с утра мы наконец-то прогулялись по самому городу Рива-дель-Гарда. Городок старый, основан ещё Венецианцами на дальних границах их внушительной на те времена империи. В городе сохранилась парочка  старых ворот, церковь, ратуша и замок на острове,  в котором сейчас располагается музей. А ещё здание железнодорожного вокзала и десять метров узкоколейных путей. Сюда в самом конце 19 века провели железную дорогу со стороны Арко, но просуществовала она каких-то 40 лет. А вот почему её демонтировали - я так и не выяснила. Ещё в городе жив старый маяк и красивое здание гидроэлектростанции. Я привыкла, что ГЭС такого масштаба работали за счет плотины. В Рива-дель-Гарда всё гораздо проще. Они просто загнали в трубы воду из озера, расположенного на плато в полутора километрах выше Гарада. И, о магия, никакая дамба не нужна.  В тот день, когда мы гуляли по Рива-дель-Гарда в городе как раз проходил детский театральных фестиваль. Кругом было полно детей в разноцветных передниках. Они целеустремленными колоннами пробегали перед нами в разные стороны. Но так как абсолютно всё происходящее, включая все надписи и афиши, было на итальянском, то мы чувствовали себя немного чужими на этом празднике жизни.



Центр Рива-дель-Гарда. Справа над развалинами башни возвышается зуб, на который мы залезли в первый день



Замок на острове в центре города. Сейчас там музей.



Неклассические достопримечательности города - гранитный шар - гидроподшипник, который даже Сашка может вращать. И кусок узкоколейки, оставшиеся от старой железнодорожной ветки.

Previous post Next post
Up