В этом году мне посчастливилось присутствовать при двух открытиях сезона: 25 сентября в Большом зале филармонии Петербурга и 3 октября в Концертном зале Израильского филармонического оркестра.
В Большом зале Петербургской филармонии я не была около 30 лет, очень волновалась. В студенческие годы я бывала там иногда по нескольку раз в неделю…
Со священным трепетом я вошла в зал. Кажется, что все как прежде, хотя сколько работы нужно приложить, чтобы держать такое здание на уровне! Мне рассказали, что и орган реставрирован, и сам зал, кресла заменены, введена система кондиционирования воздуха под каждым креслом. Раньше в публике преобладало старшее, чтобы не сказать - преклонное поколение. Это особенно бросалось в глаза после Вильнюса, где студенты университета и консерватории ходили на концерты классической музыки бесплатно, и молодежи на концертах было большинство. Теперь публика в филармонии помолодела. Снимать и записывать там запрещено, поэтому я свои снимки робко сделала после окончания концерта и в перерыве, но рядом сидела дама, явно записывающая концерт, прятавшая микрофон в полуоткрытой сумочке.
25 сентября - день рождения Шостаковича, и его Шестая симфония была выбрана для открытия сезона. Просто прожить всю эту наполненную страданием музыку, прочувствовать пульсирующие многослойные пласты, вслушаться в тембры - глухие или раздирающие сердце, потом поприсутствовать на пляске бесовских сил, наконец, стать свидетелем торжества лихорадочной поступательности, снова, как в 5-й, завуалированной легким искрометным мажором - это уже душевное потрясение.
http://www.allmusic.com/performance/1-largo-mq0000950556 Во втором отделении маэстро Юрий Темирканов дирижировал «Весной Священной», к 100-летию первого исполнения. Мне показались медленноватыми темпы, но как же хорошо в них и он, и оркестр, и все мы вслед за ними себя чувствовали! И как по-новому заблистало известное произведение!
http://sinfinimusic.com/uk/shop/products/0635212033029В Израиле попасть на концерт Ю. Темирканова нелегко и дорого. В прошлый раз его концерт состоялся в ангаре - так называются склады в порту, с их фанерными перегородками. С последнего ряда видеть ничего было невозможно, но в середине "зала" были смонтированы огромные мониторы, на которые и смотрели слушатели. Тем не менее "Вальс" Равеля даже там произвел на всех огромное впечатление. Оркестр, казалось, сам бешено вращался вместе с нами, с маэстро, со своими инструментами... В Петербурге же послушать Темирканова в филармонии оказалось вполне реальным. Зал был заполнен полностью, но билеты можно было купить свободно.
3 октября в Тель Авиве в законченном после ремонта зале (потолки прикрыты подходящей материей, акустика стала гораздо лучше) состоялся первый концерт абонементов симфонической музыки. Дирижировал Лаав Шани (Lahav Shani), победитель международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге в июне этого года. Он родился в 1989 году в Тель Авиве в семье известного израильского музыкального деятеля Михаэля Шани, хорового и симфонического дирижера, выступал как пианист и контрабасист. С 2009 года учится симфоническому дирижированию в Берлине. Интересно, что когда стало известно, что вместо престарелого Курта Мазура (!) на первом абонементном концерте израильского филармонического будет дирижировать Лаав Шани, то количество публики, желающей попасть на концерт, значительно увеличилось. Это вызывало у работников зала недоуменный смешок, пока они не услышали исполнение молодого дирижера...
В первом отделении - Прокофьев, Увертюра на еврейские темы и Пятый концерт Бетховена (солист - Рудольф Бухбиндер), оркестр играл просто очень хорошо, пианист импровизационно свободно. Это второй в мире фортепианный концерт, начинающийся не с оркестровой экспозиции, а с каденции солиста. До того свой Четвертый концерт Бетховен начал с приглушенного диалога между оркестром и солистом (тоже революция, скажем так), а тут прямо с бравурной каденции! Вызванный залом после первого отделения, на бис Бухбиндер сыграл финал Патетической сонаты, очень легко и убедительно. За неимением в ютубе финала Патетической, даю финал "Лунной":
Click to view
Но настоящий фурор произвела Первая симфония Малера в трактовке Лаава Шани. Это было неожиданно и по уровню мастерства, и по прочтению самой музыки. Зал устроил своему молодому соотечественнику бурю оваций.
Малер начал писать симфонию в возрасте Лава Шани - в 24 года. Нам сейчас трудно поверить, что современники так прохладно и с таким непониманием отнеслись к музыке Малера. Мелодии в духе народных песен и танцев - как у Гайдна, Шуберта, образы природы - как у Бетховена, Берлиоза, метания, мечты, философские раздумья, гротеск - опять же как у того же Берлиоза. Лирика похожа на листо-вагнеровскую (возвышенно-идеальная). Накал страстей, такие взрывы отчаяния, как в финале, в симфонических полотнах тоже, казалось бы, уже бывали и до Малера. Я все это не к тому, что там нет ничего оригинального, а к тому, что на современный взгляд, в Первой симфонии все весьма традиционно. Язык при всей доступности, конечно, ярко малеровский, и сочетание образов, сам их оттенок, сплав ярко малеровский. Инструментовка казалась современникам странной и неприемлемой.
Самой необычной оказалась третья часть симфонии, quasi-траурный марш. Малер апеллирует здесь то ли к популярной лубочной картинке, то ли к иллюстрации из австрийской детской книжки. Иногда приводят как пример гравюру Морица фон Швинда «Похороны охотника»,
а сам Малер ссылается на гравюры художника XVII века Жака Калло (очень интересная подборка гравюр Калло находится в
http://marinni.livejournal.com/467793.html?thread=4695633, но, насколько мне известно, саму работу «Звери хоронят охотника» у Ж. Калло пока не нашли).
Гротеск заключается в использовании старинной мелодии «Братец Яков» (он же Мартин, он же Джон, в варианте песенки на иврите - "Наш брат шофер") - то ли шуточной детской, то ли хорального происхождения - в минорном варианте, с подпрыгивающим окончанием, странном тембре высоких контрабасов и вперемежку с издевательской для похоронного марша цыганской мелодией и ускорением темпа. В музыке ранее такой явный гротеск до Малера был только в фольклоре, часто именно в похоронном обряде (пародии на похороны).
Click to view
Лаав Шани мастерски провел и марш, и финал, и первую часть, и вторую... Что тут говорить! Это надо слышать! Заслугой Юрия Темирканова на заре его карьеры было то, что он буквально оживил костенеющую традицию советского официального дирижирования (как, отчасти, и Рождественский, но тот был постарше) своим юмором, кипящей жизнерадостностью. Завсегдатаи симфонических концертов широко раскрывали рот и глаза, глядя, как приплясывает молодой Темирканов на подиуме при исполнении "Иберии" К. Дебюсси. Видно было, что и оркестранты с восторгом смотрят на молодого маэстро. Именно Темирканов ввел в моду дирижировать Малером в начале 70-х годов, когда этого композитора не то чтобы запрещали, но не рекомендовали к исполнению.
Заслугой Лаава Шани, думается, является серьезность и глубина, проникновенность и точность, внимательность к каждому звуку, к каждой линии, что редкость для молодого исполнителя вообще и для дирижера в частности. Честь и хвала ему! Зубин Мета может спокойно глядеть в будущее, если только Лаав Шани согласится и в дальнейшем выручать наш оркестр и таких случаях. И надеемся, что не только выручать, но и выступать постоянно.