"Апология эклектики"

Feb 20, 2024 11:34

Так называлась лекция Саши Окуня, прошедшая 19 января 2024 года в музее "Ану" при Тель-Авивском университете. Лектор вышел на трибуну и встал рядом с слайдом "Life is a cocktail called eclecticism".

Лекция состояла из двух неравных частей.
В первой части был исключительно проникновенный рассказ художника об осуществлении утопии в одной отдельно взятой усадьбе.
Во второй части лектор рассказал о неизвестном великом скульпторе, умевшем совместить несовместимое.










На фоне портретов великих утопистов мира Саша Окунь сообщил слушателям, что все утопии, кроме одной, были осуществляемы на деле с помощью большой крови и никакого счастья, благополучия, процветания человечеству не принесли. Наоборот, всюду, где пытались провести их в жизнь, устанавливался большой террор.
А вот центральному персонажу из выше представленных портретов осуществить утопию удалось в полной мере совершенно мирным путем, и просуществовала она несколько десятилетий.
Этот персонаж - подольский помещик граф Игнаций Сцибор-Мархоцкий, вольтерьянец и вольнодумец эпохи Просвещения, объявил на подвластных ему территориях Миньковецкое государство - с центром в городке Миньковцы.

Поселение Миньковцы, расположенное в 60 км к северо-востоку от Каменца-Подольского, по дороге на Винницу, получило статус города еще в 1637 году. Евреи поселились здесь, по-видимому, лишь в начале XVIII века. Само местечко во второй половине XVIII века было практически полностью заселено евреями, а христиане жили в его предместьях. Евреи производили и продавали алкоголь, пекли хлеб, изготовляли селитру и порох, вели гостиничный и ресторанный бизнес, были портными, шапочниками, ювелирами, цирюльниками, а христиане занимались земледелием, кузнечным и скорняжным ремеслом. Кроме Минковцов, Мархоцкий стал владельцем ряда сел: Мыслеборж, Городище, Катериновка, Антоновка, Отроков и др.


Отроковский замок

Полноценным городом, и в экономической, и в культурной сфере, Миньковцам предстояло стать лишь на следующем этапе своей истории, в результате совместной деятельности евреев и нового владельца города в области книгоиздательства.

В 1788 году местечко Миньковцы с несколькими селами (всего около 6 тыс. десятин земли) перешло во владение шляхтича Игнация Мархоцкого (1755-1827). В небольшом еврейском местечке, центре сельскохозяйственного ключа, Мархоцкий решил воплотить свои представления об идеальном устройстве города - столицы государства, основанного на началах свободы, законности и просвещения.
Одним из первых законодательных актов Мархоцкий отменил в своем имении крепостное право, заменив барщину умеренным чиншем за землю, а круговую поруку - ответственностью каждого перед законом; он запретил под угрозой штрафа называть крестьянина мужиком, холопом, хамом. Главным законотворческим сочинением Мархоцкого стало «Право города Миньковцы» (1791), открывающееся прославлением городов, призванных приносить пользу жителям, способствовать развитию искусств, ремесел и торговли. Он даровал мещанам свободы торговли, промыслов и строительства. Для обеспечения городского самоуправления учреждался магистрат с выборными членами (единственное условие избрания главы магистрата и писаря - их грамотность).

После второго раздела Польши (1793 год) и присоединения Подолии к Российской империи Мархоцкий расставил по границе своего имения столбы с надписью «Граница государства Миньковецкого от царства Российского», ввел на этой территории собственные ассигнации и учредил свою милицию. С длинной бородой, в пурпурной тоге, расшитой золотом, граф Игнаций Мархоцкий выглядел и ощущал себя патриархом, «отцом народов», населявших его владения. В основу представлений Мархоцкого о городе, государстве и задачах правителя легли любимые им сочинения древних авторов и французских энциклопедистов, сведения из Римского права и постановления Четырехлетнего Сейма.




Я тут широко цитирую работу архивиста Вениамина Лукина. Вениамин Маркович Лукин, сотрудник Центрального архива истории еврейского народа в Иерусалиме, с 1989 по 1998 год принимал участие в десятках историко-этнографических экспедиций по местечкам Украины для сбора материалов о памятниках еврейской материальной культуры, он находился в зале вместе со всеми нами, и Саша Окунь несколько раз обращался к нему за подтверждением своих слов. Их с Сашей совместный портрет в перерыве между лекцией и экскурсией вы можете увидеть в моем Фейсбуке (Inesa Zaikiniene) под ссылкой на этот пост. Помещать фотографии в ЖЖ с некоторых пор мне весьма затруднительно.

Итак, Мархоцкий написал для своих подданных конституцию, издал свод права на латыни («Status Minkowiecki»), открыл типографию в Миньковцах, уравнял в правах людей всех вероисповеданий, основал в своих владениях школу, аптеку, сиротский приют и госпиталь, пригласив двух врачей, бумажную, суконную и каретную фабрики, кирпичный и лакокрасочный заводы, библиотеку с двумя тысячами томов, монетный двор, новые мельницы, винокурни, завел шелковичных червей, то есть тутовых шелкопрядов и развивал производство шелка. Для удобства путников граф велел построить гостиницу, а дороги приказал окружить различными сортами плодовых деревьев. Кроме церкви, синагоги и костела, в его самопровозглашенном государстве были сооружения, посвященные Вильгельму Теллю и Жан-Жаку Руссо, которыми тот восхищался.

Работали музыкальная академия, хор и оркестр. В Отрокове был посажен ландшафтный парк. На окраине Миньковцов был высажен дендропарк на трех гектарах. Кроме местных пород, граф заказал и привез около 260 видов деревьев из других стран, в том числе экзотические: гинкго, тис ягодный, пион древовидный и другие.


Дендропарк



Одно из имений графа Мархоцкого, сохранившееся до нашего времени



Замок в Отрокове



Большая синагога в Миньковцах



Фрагмент настенных росписей в Большой синагоге

Главный акцент в своей лекции Саша Окунь поставил на правах населения. Мархоцкий освободил своих селян от крепостной зависимости и предоставил им личную свободу. Об этом упоминалось в специальном акте, торжественно провозглашённом 1 января 1795 года. Он повторял, что обращаться к селянам следовало по введенному графом этикету (точно привести не смогу, что-то вроде гражданин вольный хлебопашец), что суд происходил при представительстве католиков, евреев и православных, и всем надлежало свободно высказывать свое мнение, что решения местного значения принимались также советом, в котором состояли представители всех вероисповеданий и всех сословий. В своей работе суды использовали статут, состоящий из пяти глав, где были определены их права и обязанности. Существовал суд апелляционный и административный. Каждое село имело свой коллегиальный суд, который рассматривал дела в качестве первой инстанции. Суд второй (высшей) категории был в Минковцах. В своей деятельности он руководился статьями и положениями римского права. Мархоцкий создал в своем государстве двухпалатный парламент. Нижнюю палату назначал единолично, однако верхнюю, наделенную правом "решающего голоса", избирали все взрослые граждане. Народных депутатов избирали на год. Судей тоже избирало население и тоже на год.

За время правления Мархоцкого экономика «Минковецкого государства» значительно выросла. Кроме уже вышеперечисленного, граф создал два суконных предприятия и фабрику байковой ткани, мастерскую по изготовлению карет, лаковую и селитровую мануфактуры, кирпичный завод и производство известки, новые мельницы, фабрику анисового масла, шелкопрядный рассадник. Хлеб в огромном количестве экспортировали "за границу".

Также лектор поведал, что граф Мархоцкий по своей психологии был не только ярко шизоидного типа, но и демонстратного склонен к театральным постановкам. Я уже приводила цитату, что он любил рядиться в пурпурную тогу, расшитую золотом, так вот с короной на голове в этой тоге он в сопровождении крестьян ездил по полям, празднуя праздник урожая, известный в народе как обжинки, но граф посвящал его древнеримской богине земледелия Церере. Сбор урожая в Миньковецком государстве заканчивался праздником Цереры. Триумфальную колесницу с троном на помосте тянули восемь черных волов с позолоченными рогами. На троне сидел Мархоцкий в алой римской тоге и со скипетром в руке. Он осыпал свой народ золотыми монетами. Процессия останавливалась на поле между селами. Граф обрызгивал водой хлеба и жнецов. Торжественно жали последний сноп, пускали 200 плугов - прокладывали первую борозду для следующего урожая. Потом люди садились за общий стол. Гуляли с фейерверками до утра. В празднике принимали участие до 4 тыс. подданных Миньковецкого государства.

Граф Мархоцкий разработал для своих подданных новый брачный ритуал - не в церкви или костеле, а в амфитеатре посреди поля. Создал кладбищенское братство и ввел новую церемонию захоронения. В ней и сам принимал участие. Граф шел во главе процессии в длинной тоге, с жезлом в руке. Врата кладбища были закрыты. Мархоцкий подходил, стучал трижды в ворота. Между ним и стоящими по ту сторону братьями начинался диалог из символических вопросов и ответов. Наконец братья объявляли, что принимают в свою обитель покойного - и врата отворяли.

Граф Игнаций Сцибор-Мархоцкий был уважаем своими гражданами и даже духовенством. Но, разумеется, нашлись и такие, кто пожаловался на склонность помещика к языческим обрядам. Некоторое время графу удавалось уходить от наказаний. Так, однажды епископ Мацкевич письменно обратился к подольскому архиепископу Иоаникию с просьбой прекратить языческие ритуалы, и было решено помешать Мархоцкому читать проповедь в поле. В Миньковцы прибыл отряд барабанщиков, которые должны были ударить в барабаны, как только Игнаций взойдет на амвон. Оратор узнал об этом предварительно. Барабанщиков гостеприимно встретили и предложили щедрое угощение. Еще до начала проповеди они напились и расползлись кто куда...
В другой раз была направлена жалоба императору Александру 1. Тот приехал на суд в поместье графа. И будто бы зайдя в зал, Мархоцкий так удачно пошутил, что Александр сразу распустил собрание; правда заключалась и в том, что императору было выгодно, чтобы поляки в составе Российской империи жили не хуже, чем в Речи Посполитой. (Вообще правителям всех времен и народов должно быть выгодно, чтобы его подданные жили богато и счастливо, но почему-то многие ведут свою политику к обнищанию народа и к закручиванию гаек - И.З.)

Но долго так продолжаться не могло. В 1816-ом Мархоцкий сидел полтора года в тюрьме, а умер в сентябре 1827 года. Дело отца собирался продолжить сын Карл, но за участие в Польском восстании 1831 года был вывезен в Курск, а оттуда в Сибирь. Имение в 1836 году конфисковали. Миньковецкому государству пришел конец.

Рекомендую статью В.Лукина ГРАФ МАРХОЦКИЙ, ГОСУДАРСТВО МИНЬКОВЕЦКОЕ И ЕВРЕЙСКОЕ КНИГОПЕЧАТАНИЕ В УКРАИНЕ, а также текст Станислава Цалика Граф Мархоцкий первым отменил крепостничество.

история, музеи, обязанности и права человека

Previous post Next post
Up