На прошедшей неделе в Израиле поднялся шум из-за вопиющего происшествия: заживо сгорела медсестра в поликлинике, облитая воспламеняющейся смесью и подожженная зажигалкой. В очередной раз поругавшись с ней, психически ненормальный пациент, 78 лет, сходил домой за приготовленными орудиями убийства и проделал свое злое дело (
http://9tv.co.il/news/2017/03/14/240130.html).
После этого ужасного случая на свет вылезли многочисленные факты о нападениях пациентов на врачей и медицинский персонал, это обычное дело в израильских больницах. В 2008 году проходили забастовки врачей, требовавших 6 лет тюремного заключения для напавших на них пациентов.
Менталитет израильтянина, сильно подпорченный традициями общества потребления, зачастую ставит врача на одну доску с любым производителем услуг. Он экстраполирует на медицину принцип: «Клиент всегда прав!», не понимая, что врач - не продавец, не официант и не квартирный посредник. Врачу, работающему в таких условиях, приходится быть постоянно готовым к выпадам в свой адрес, придиркам и попыткам «поставить на счетчик», - пишут в
http://www.russian-bazaar.com/ru/content/16927.htm.
Мы в стоматологии тоже сталкиваемся с различными людьми, светскими и религиозными, богатыми и бедными, ашкеназами и сефардами, и лично меня успокаивает только фраза моего любимого доктора "Все люди разные".
У нас лечил зубы концертмейстер вторых скрипок филармонического оркестра. Когда мы приходили на концерт и музыканты начинали выходить на сцену, я толкала мужа в бок и с гордостью шептала: "Вот, смотри: это наш пациент,"- и он говорил мне: "Это еще хорошо, что ты работаешь не в психиатрической клинике".
У нас лечил зубы известный израильский поп-певец, композитор, аранжировщик. Секретарши млели от преклонения к нему и страшно нервничали, если у доктора задержка с предыдущим пациентом, и звезде приходится ждать. Я его знать не знала и относилась как ко всем, и он принимал это за должное, был чужд каких-либо претензий. Рассказывал, как сложно в Израиле прожить музыканту его профиля. Одно время он жил в США, подрабатывал таксистом, затем создал группу. "В Израиле ты готовишь новую программу, а слушателей, которым это интересно, не так много. Ты объедешь страну, и за 4 концерта те, кому твое творчество интересно, познакомятся с ней. В Америке же ты с этой программой можешь ездить несколько лет, и всё будут слушатели, которые еще не слышали её". В Израиль он вернулся из-за жены: та захотела растить детей в родной стране.
К нам приходил известный киноактер, который возмутился, что мы его не узнали: ни я, ни русскоязычная докторша не смотрим израильских телесериалов. Мы только не смогли принять его маленькую красивую дочку, так как не были выполнены условия (не есть за 3 часа до приема). Он позвонил своей жене, и та устроила нам по телефону же форменный скандал. Как будто у детей знаменитостей другая физиология и им позволено то, чего нельзя обычным детям.
Когда я работала в Кирьят Оно, у нас лечились многие работники аэропорта, например
http://in-es.livejournal.com/19395.html, и рассказывали много интересного, см. по тэгу "пациенты". На нынешнем месте работы все гораздо более нервные (большая поликлиника) и времени для разговоров остается мало. Поэтому больше бросаются в глаза недоразумения.
Каждую неделю бывает случай, а иногда и несколько, когда во время лечения одного пациента открывается дверь, заходит (да, заходит, а не просовывает голову!) другой пациент (обычно с ребенком) и говорит: "Можно? У меня очередь на это время!" На это следует отвечать: "Подождите немного, пожалуйста, мы вас скоро примем". На самом деле хочется сказать ему: "Вы хотите на колени к этой даме или выгнать ее немедленно из кабинета недолечив?"
Постоянно случается, что опоздавший требует его немедленно принять, так как в прошлый раз он ждал своей очереди час. "Я вас всегда жду, поэтому ничего страшного в том, что я опоздал (на 15-30 минут) нет!" Он не способен понять, что задержки и ожидания как раз и случаются (порой) потому, что кто-то опоздал, а врач все же хочет опоздавшего принять, и тогда все последующие ждут столько, на сколько тот опоздал.
Врач поставила ребенку пломбу/коронку и объясняет матери, на что следует обратить внимание в ближайший час и месяц. Мать смотрит в свой мобильник, но кивает и поддакивает врачу. Закрывает его, когда врач закончила объяснение и задает вопросы, которые врач только что подробно осветила. "Так когда ему можно есть?"
Я делаю рентгеновский снимок ребенку и прошу мать на секунду выйти из кабинета. Она сидит напротив меня, смотрит на меня, кивает. Повторяю второй раз, третий: "Мама, выйдите, пожалуйста, из кабинета, мы делаем рентген!!!" Я нервничаю, потому что ребенку больно долго держать во рту снимок и сидеть неподвижно при этом. Она не слышит, она решила сфотографировать своего ребенка во время рентгена. Вставит в Фейсбук потом, наверное.
Приводят к зубному на проверку ребенка и дают ему пожевать что-то, поесть. Нет, не яблоко или морковку, а бамбу, бисли, булку, несколько раз я видела, как ребенка кормят в поликлинике перед проверкой зубов настоящим обедом с рисом и мясом, подливой и салатом. Что зубы будут забиты и врачу придется выковыривать остатки пищи зондом, чтобы увидеть дырки - не думают.
Приходит русскоязычная бабушка с внучками, привыкшая тыркать детей. "Доктор, скажите ей, что нельзя есть сладкое, что это вредно для зубов, а то она все просит шоколадки, шоколадки". - "Да, мы рекомендуем есть только одну сласть в день, и из всех сластей лучше всего шоколад, так как он тает и не прилипает к зубам". Бабушка недовольна. "Скажите ей, чтобы она чистила зубы сразу после сна, а то она чистит после завтрака, перед уходом в школу". - "Да, мы рекомендуем утром чистить зубы после завтрака, чтобы зубы оставались пару часов чистыми". Бабушка очень недовольна, не верит врачу.
Очень часто кричат. Вообще крик - это средство обратить на себя внимание и добиться своего. Мы удивлялись, еще живя в Беер Шеве, что пока не возвысишь голос, тебе ничего не сделают. Но это секретаршам (в муниципалитете, в школе, в поликлиниках, да). Известно, что секретарша - это не профессия, это диагноз. Но мы-то с врачом тут при чем! Нам выдают список пациентов на смену, в котором нередко на одно и то же время записаны два (бывало, что и три) пациента, и не однажды, а дважды за ту же смену. Бывало, что и трижды. Да, мы принимаем порой за смену (5 часов) 27 пациентов. Или 32 за 6 часов. Потому что к назначенным заранее добавляются еще и те, у кого внезапно заболел зуб и он пришел за первой помощью. Или: очередь какому-то больному на час, это значит, длинное лечение. И на это же время записаны еще двое на проверку. Опытные и предусмотрительные врачи просят свой список на следующий день и, обнаружив такую порнографию, идут немедленно к административной директрисе и просят убрать накладки. Но если врач работает два раза в неделю и заранее не может свой список просмотреть?
У нас недавно гостили родители подруги нашего сына, итальянцы. На них произвело большое впечатление, что в Израиле при очень разномастном обществе все уживаются мирно. Они это так увидели. И что в Израиле много детей, и их все таскают с собой. Им это очень понравилось, и они сказали, что Европа в этом смысле должна брать с нас пример.
Но в Израиле нет уважения друг к другу, это говорю вам я, приехавшая из Литвы, где все пропитано было в 80-е годы взаимным уважением. Здесь люди темпераментные, не считающие, что они должны себя сдерживать, чтобы другим было бы удобно и комфортно, здесь все считают, что главное - это они, а не другие.
Да, в приемных покоях больниц, в больницах и домах престарелых, да и у нас в больничной кассе много накладок, не хватает врачей, а работа секретарш вызывает оторопь. Но и сами пациенты - при том, что они находятся в стрессе из-за боли, часто, слишком часто неадекватны.