О полемическом характере догматического богословия

Jan 30, 2024 23:43

Догматы по своей природе всегда полемичны. Смысл догматов (иногда называемых орос (граница), вероопределение от «предел») - в отграничивании истины от лжи, в поставлении заслона на пути лжеучений, в противодействии неверной мысли, неверному представлению о Боге. Догмат всегда «против» чего-то ( Read more... )

Leave a comment

bona_mente January 31 2024, 13:52:54 UTC

Что поделаешь! Патрология и история Церкви имеют дело с материальностью - с текстами, другими культурными артефактами - и по мере новых находок, разных переводов и интерпретаций эти научные дисциплины могут углубляться, куда-то двигаться, как-то развиваться.

А догматическому богословию на основе чего развиваться? - Не то, чтобы внешних и внутренних вызовов не было, вызовы есть и очень серьёзные. Вероятно, на богословских конференциях о них что-то говорится. Но кто должен авторитетно отвечать на эти вызовы с позиции богословия - тем более на уровне догматических формул? Архиерейские соборы и то давно не проводятся, не говоря уже о Поместных, да и готовы ли их участники ставит точки над i в решении острых тем?

---------------------

//Догматы по своей природе всегда полемичны.//

Если догмат - непреложная истина, а полемика - разновидность спора, то получается, что "непреложная истина по своей природе всегда спорна" - это намеренный полемический оксюморон или случайная "очепятка"? :-))

Reply

in_doctus January 31 2024, 17:48:41 UTC
Полемика - это спор, но «полемичны» не значит «спорны» ;)

+готовы ли их участники ставить точки над i в решении острых тем?+

И это тоже, но вопрос: почему не готовы? Потому что либо сами не знают ответа, либо не готовы его отстаивать. В любом случае это, наверное, свидетельство слабости богословия.

Reply

bona_mente January 31 2024, 19:49:50 UTC

«Изволися Духу Святому и нам» - вероятно, Святому Духу пока не угодно, вот и не готовы.

Вряд ли это свидетельствует о слабости отечественного богословия, скорее наоборот, показывает необходимость сохранения его устойчивости в современном бурном море житейском.

Католики, например, опираясь на якобы  «серьезную науку», принимали новые догматы в 19, и в 20 веке - и ничего это не дало, никак не предохранило от грубого обмирщения.

Reply

in_doctus February 1 2024, 15:01:10 UTC

Но так ведь можно и любое действие (или бездействие) объяснить - мол, на все воля Божья. Оно, конечно, так, но все же надо различать волю Божью и попущение Божье.

Я вовсе не за "догматическое развитие". Но если появляются новые ереси (а они появляются), нужны и догматы против них.

Reply

bona_mente February 1 2024, 18:47:59 UTC

Новые ереси появляются, но не обязательно против них требуются новые догматы - существующих более чем достаточно.

Например, "царебожие" (о царе-искупителе), которое вопиюще противоречит Символу веры (2-7) - оно осуждаемо, но официальное провозглашение ересью и анафематствование царебожников не происходит.

Или, скажем, апокатастасис. Вряд ли нужны новые догматы, чтобы разобраться - ересь ли это или частные богословские мнения Климента Александрийского, Григория Нисского и ряда других отцов, на которых ссылается проф.Осипов.

Могут ли в будущем появиться такие ужасные ереси, против которых фундаментальные основы христианской веры окажутся слабы и потребуется их укрепление новыми догматами - это вопрос спорный. В Писании об этом не сказано.

Reply

mns2012 June 2 2024, 15:33:03 UTC
Согласен с вашей точкой зрения: если было бы это действительно необходимо, то и гугнивый, неученый и пр. заговорит, как надо. Свт. Феофан писал в отношении дарвинизма, что на него не нужно нового собора, так как дарвинизм (относительно новое на то время учение) уже подпадал под ряд анафем.

Кстати, Климент Александрийский не святой отец.

Reply


Leave a comment

Up