О полемическом характере догматического богословия

Jan 30, 2024 23:43

Догматы по своей природе всегда полемичны. Смысл догматов (иногда называемых орос (граница), вероопределение от «предел») - в отграничивании истины от лжи, в поставлении заслона на пути лжеучений, в противодействии неверной мысли, неверному представлению о Боге. Догмат всегда «против» чего-то.

Символ Веры - сплошь полемический текст. Каждое его высказывание - не только утверждение истины («Именно так!»), но и подспудное («…а не иначе!») отрицание лжи - а иногда и прямо проговореное: «Рожденна, не сотворенна». Но даже там, где прямого отрицания нет, из истории Соборов можно понять, что каждая фраза «Верую» тщательно сформулирована против какой-либо ереси, ложного мнения - докетизма, арианства, духоборчества и множества других.

То же и с другими догматическими определениями. Не зря неотъемлемой частью многих из них являются анафемы. Каждый Вселенский Собор собирался против той или иной ереси - пусть на них решались и другие вопросы, не догматические, не их история Церкви признает главной причиной Собора. Главное - защитить истину веры от врагов, от нападающих на истину, от пытающихся выдать за истину ложь. Все догматические творения Отцов были написаны против ересей, и даже другие их творения (скажем, аскетические или экзегетические), как только дело касается догматов, принимают полемический характер. Догматы никогда не принимаются «на всякий случай», не являются нейтральной теоретической истиной; они всегда «реактивны», возникают как ответ на вызов.

Догматический богословский текст, не носящий полемического характера, недостоин этого названия. Если патролог может исследовать смысл сказанного Отцами как нейтральный наблюдатель - историк или филолог - то в догматическом богословии позиция «беспристрастного ученого», стоящего «над схваткой», - это оксюморон. Догматическое произведение, лишь излагающее разные позиции без отдания предпочтения какой-либо из них, - пустая трата времени и бумаги.

В «серьезной науке», которой старается быть современная теология, полемический стиль не приветствуется. Возможно, поэтому сейчас в отечественном богословии, имеющем достижения и в истории Церкви, и в патрологии, догматика или остается маргинальной областью, уделом самоучек, или сводится к повторению документов прошлых веков, когда по многим вопросам современности существует лишь ворох различных позиций, из которых невозможно выбрать единственно правильную.
Previous post
Up