Американцы и японцы, французы и русские берут приступом то, о чем им так долго рассказывали по телевизору и в книгах, показывали в фильмах и печатали на открытках. Они окружают эти избранные произведения искусства, остальное, кажется, их не очень интересует. Чем можно воспользоваться, рассматривая те объекты, которых популяризация пожалела и обошла стороной.
Вообще, Лувр самый большой музей в мире, подозреваю, потому что он сам - огромных размеров. Дворец, в котором жили короли и императоры, который перестраивался, переделывался и достраивался, лениво растянулся на одном из берегов Сены. В Лувре 4 этажа, один из которых, -1 по-французски, подвал - по-русски, является входом. Над ним - тот самый символ Лувра, прозрачная пирамида, достроенная в конце 80-х гг, и которая несколько, на мой взгляд, неуклюже выглядит среди каменных стен дворца, но по уверению моего аудиогида, ее местонахождение вполне оправданно. Не буду приводить здесь его доводы, но они весьма не убедительны. Но пусть уже будет, любуйтесь
Несколько общих замечаний: П. - первый европейский город, где я хожу по музеям. Для меня открытием стали аудиогиды, как бы скептически к этому кто не отнесся. В Д’Орсэ был даже на русском, прекрасно и составленный и начитанный (про этот музей я незаслуженно мало написала, но мб как-нибудь потом). В Лувре - это не просто аудиогид, это и путеводитель по музею, где можно выбирать разные экскурсии, который помогает ориентироваться в коридорах и залах этого бесконечного дворца - своеобразный музейный GPS. Причем ты полностью сохраняешь самостоятельность, он устроен так, что твои перемещения остаются максимально произвольными, он лишь направляет - если ты в этом нуждаешься. Правда, в Лувре аудиогида на русском не было - только на английском. В Лувре вообще ничего, кроме небольшого отдела с русскоязычной литературой в музейном магазине, на русском нет - ни планов, ни указателей - ничего. Версий почему уже у нас достаточно, но меня пока ни одна не устраивает.
Второе открытие - это сами музеи, устройство музейного пространства. Теперь, побывав уже в 4х музеях П., набравшись опыта и насмотревшись на разные музеи, я поражаюсь тому, как бездарно устроено многое у нас и как профессионально-продуманно - здесь. И ведь не важно, старое здание (как Лувр или Д’Орсэ - бывший вокзал) или специально построенное под музей, как музей современного искусства Помпиду (о нем в следующем посте). Ходишь - и получаешь удовольствие не только от того, что вокруг, но и от того, как это вокруг устроено.
А еще в Лувре, в Д'Орсэ, вообще в Париже - можно сесть и сидеть - где угодно, если ты никому не мешаешь. И это так естественно и прекрасно здесь, и так нелепо в России... печально. Последние 20 минут в Лувре я сидела рядом с большим окном на последнем этаже, сморела на небо вверху и на пирамиду внизу, а сбоку висели картины французских мастеров 18 века... и да, такие моменты тоже очень и очень дороги.
* * *
В Лувре очень много постоянных экспозиций: здраво прикинув, что на все меня не хватит - чтобы не спеша, внимательно бродить и смотреть, я начала с похода по залам с экспонатами от Месопотамии и Древнего Ирана до Римской Империи. Почти все 2 первых этажа - и 2,5 часа - не очень неспешных все же прогулок по залам. Не знаю почему, но больше всего меня впечатлила верхняя часть статуи Аменхотепа 4 и статуя Антонио Кановы «Психея и Купидон», от которой мне не хотелось уходить очень и очень долгое время - кажется, такое со мной впервые - но статуя и в самом деле прекрасна.
Остальное я смотрела в несколько другом режиме: быстрее, не так внимательно, но 2 картины из цикла «Времена года»
Джузеппе Арчимбольдо (портреты, от и до составленные из растений и фруктов), о которых мы долго, помнится, говорили на 3 курсе в рамках курса по эстетике и двусторонняя картина Даниэле да Вольтерра «Давид отрубает голову Голиафу» все же смогли заставить меня замереть и смотреть, смотреть (правда, вам я покажу черно-белую версию, которая на самом деле в Фонтенбло, если верить Википедии, потому что цветную в Интернете найти не получилось)… А в зале работ Да Винчи, из-за толпы перед Мона Лизой и перед Тайной вечерей, кстати, тоже (к сведению: это самая большая картина в музее), удовольствие от полотен получить не получилось, но может быть, и не только поэтому
Вот такой он, Лувр - много экспонатов, много часов, много впечатлений и много слов в итоге. И я еще туда обязательно вернусь.