Книжная полка - "Противостояние", Стивен Кинг

Jan 28, 2015 22:59

После словесных баталий неплохо б обратиться к письменной речи. Понемногу буду восполнять пробелы в ненаписанных отзывов, и вернусь в своей "книжной" рубрике к тому, с кого всё начиналось. Стивен Кинг собственной персоной, с одной из главных своих книг - "Противостояние".


Противостояние (The Stand, 1978-1990)
Когда Кинг еще не был популярен, а выпустил всего пару-тройку вещей, его мегаобъемный "The Stand" забраковала бухгалтер в издательстве, утверждая, что такие объемы нерентабельны. Спустя годы, когда Кинг доказал себе и всем таким вот "бухгалтершам" в мире, чего он на самом деле стоит, Стивен дополнил этот роман до полной и переработанной версии. Лет пять назад я читал укороченную версию, теперь добрался до полной, о которой сегодня и поговорю.

Коротко о сюжете.
Смертельный вирус супергриппа, разработанный учеными Америки для ответа врагу, из-за "человеческого фактора" выходит за пределы научного комплекса. Неизлечимый и неимеющий вакцины вирус за пару месяцев выкашивает население целой страны, и только немногие выжившие, имtющие врождённый иммунитет к болезни, пытаются восстановить Америку из руин, в то время как на другом краю страны загадочный Флегг собирает под своё крыло зловещих ублюдков и отходов рода человеческого...

Первый "кирпич" Кинга, объемнейшая вещь, порой кажется, что ей и действительно не помешали бы ножницы. Тут масса героев, ситуаций, конфликтов и эпизодов. Книга тематически делится на несколько частей, в первой, собственно, происходит катастрофа, и это, наверно, самая жуткая часть книги, смотреть, как общество приходит в медленный упадок, как власти пытаются скрыть свою ошибку и не дать вирусу распространиться, реальная картина апокалипсиса. Ну и, собственно, происходит знакомство с основными персонажами, как плохими, так и положительными. Во второй же части люди пытаются создать на пепелище новую страну, организуют общину, пытаются выживать, но там возникают некоторые проблемы в темпе повествования.

Что удалось?
Безусловно, в чем Кинг хорош, в том он хорош. Емкие образы, сложные характеры, четкие повествовательные структуры. Точечные эпизоды порой производят большее впечатление, чем основная линия, как было ещё в "Салимовом уделе". При этом "плохие" образы, безусловно, выходят лучше, как и обычно у Кинга. Многие вещи в этой истории гибели нации останутся в моей памяти надолго, если не навсегда. И самый мощный из них - это лежащий в супе и разлагающийся военный или ученый на той самой злополучной базе. Не знаю почему, но представлять эту лабораторию, полную трупов, которые некому убирать, среди которых в столовке лежит труп прям лицом в тарелке, это для меня очень мощно. Ну и та же прогулка Ларри и его спутницы по туннелю, полную солдат, трупов, машин, в полной темноте. Черт, это мощные, безумно страшные сцены. Опять же, много всяких цитат, кучу запоминающихся мест. У Кинга безусловно удалось наполнить своё произведение живыми ситуацими и объемными персонажами.

Что не удалось?
Нефиговый хронометраж, ну правда, читаешь, читаешь, и читаешь. Еще в короткой версии была эта проблема, а удлиненная так вообще выводит из себя. Особенно напрягает, что главы длятся как некоторые книги, нет какого-то маячка, или якоря, до которого ты добираешься, чтоб собрать мысли в кучку, из-за чего возникает ощущение "жвачки". Особенно это касается "добрых" глав, когда люди пытаются создать новое общество, это было б интересно, если б не было так дооолго. И не параллелей с Лас-Вегасом, где собираются "злодеи", из-за чего повествование стопорится и кажется, что страниц 200 не происходит ни хрена. Ну и концовка после кульминации безумно затянута, как в ВК прям, книга просто не заканчивается, не заканчивается и не заканчивается.
Так же напрягает некая схематичность всего, которая нужна была для замысла, да, плохие и хорошие, на разных концах страны. Понятно, нужен был какой-то конфликт, но это схематичное деление кажется мне каким-то вымученным, а когдв я вижу механизмы "работы" какой-либо книги, это бесконечно отвлекает от погружения в роман.


Любимый герой.
Персонажей уйма, просто уйма. В них даже можно заблудиться и потеряться. Очень много просто приятных персонажей - Фрэнсис, Стю Редман, Ник Андрос. Стью при этом - как супермен или спаситель, бесконечно положительный персонаж. Глухонемой Ник, он буквально сердце романа, но мои симпатии почему-то на стороне плохих, потому что их Кинг выписывает лучше. Флегг - он бесконечно мощный в своем безумии; судьба Ллойда, как он глодал крыс и трупы в тюрьме, когда умерли охранники, и его дальнейший путь. Мятущийся Гарольд Лаудер. Больше всего меня привлекает Мусорный Бак, чисто только один этот персонаж был достоен отдельной книги, с ним реально лучшие главы, его тяга к пиромании, своя логика, муки, которые он перенес, пока шел в Лас-Вегас к Флэггу, мощнота. Но все-таки любимым для себя персонажем я выберу Ларри Андервуда, я на его стороне, я ему переживаю, он самый человечный из всех героев. Он не предельно правильный, и много начудил поначалу, с ним реально очень многих сцен, и я ему сопереживаю, не люблю "белых" или "черных" героев, вот такие типажи, как Ларри, больше по душе. Но тут еще есть много героев, о которых я не рассказал, у кого-то эпизоды, у кого-то центральные линии.

Чего бояться?
Естественно, тема супергриппа муссируется сми и фармацевтическими компаниями уже давно, раз в год появляются какие-то новые гриппа, то птичий, то свиной, поэтому почитать про такой грипп для человека реально стремно и страшно. Та же боязнь перед концом общества и государства, в которой оказались наши герои. Конечно, вот такое "вселенское" зло, как Флегг, черный человек, слишком фантастичны в своей основе, чтобы вызывать реальную дрожь. В-общем, понятные всем мотивы и страхи как общества, так и отдельного индивида.

Различия версий.
Я не сверял прям сильно, по главам, но, как понял, различие в пяти главах, хотя у некоторых глав такой объем, что где-то страниц на 400-500 различие версий. Некоторые эпизоды реально добавляют объем персонажей, как, например, помутнение рассудка у матери Фрэнсис, но самое главное достоинствао полной версии - это персонаж Малыш, который встречается Мусорному Баку на пути к Флеггу. Черт, с ним лучшая глава книги, наверно, такой пугающий, отвратительный персонаж, еще большее безумие, кроилось в его голове, чем у самого мистера Флегга. Я не особо понимаю, почему его вырезали, это очень мощный эпизодический персонаж и новая грань к характеру Мусорника. А какая концовка, просто, просто мощь. Ради этой главы можно вытерпеть другие добавления, которые, как я понял, коснулись "обустройства" лагеря "добрых".

Вердикт.
Короткой версии я поставил восемь несколько лет назад, этой же, несмотря на ряд недостатков, вывел девять, за Мусорника, Малыша, Ларри Андервуда, кульминацию в Лас-Вегасе и прочие крутые моменты, которые можно перечислять долго. Это эмоциональная и мощная книга, местами очень пугающая. И если вас не "пугает" внушительный объем, вполне можете познакомиться с этим этапным произведением мастера ужасов. 9 из 10.

1990, Противостояние, стивен кинг, 1978, американская литература, книжная полка

Previous post Next post
Up