Синема - Человек из железа (Czlowiek z zelaza, 1981)

Apr 21, 2018 03:35

Очередной этап кинорулетки, устроенной товарищем Altereos, в этот раз Польша, "кино морального беспокойства", небольшой этап кинематографа, сделанный в относительно свободных и безцензурных временах, что ж, это интересно. Мне достался вторйо фильм из так называемой трилогии "человек из..." - "Человек из железа".



Журналисту Винкелю дано ультимативное задание - накопать инфу на яркого и смелого лидера забастовщиков на судоверфи в Гданьське - Мачея Томчика. Не в состоянии сразу попасть к нему за оцепленную территорию, Винкель общается с его близкими и коллегами, составляя полную картину о незаурядной личности с повышенным чувством социальной несправедливости...













Сложно оценивать фильмы столь серьёзных тем, ещё и основанные на реальных событиях. Фильм поначалу тяжело воспринимается, ворох имён, в ситуацию не сразу удается вникнуть, но по истечении первого часа фильм встает на накатанные рельсы и, в общем, уже не отпускает. Многочисленные флэшбеки из прошлого героя, помогают понять его мотивацию. Это хоть и не новый, но очень действенный прием, через других людей раскрыть персонажа. Ну и в общем, немало жестких, убойных сцен в фильме, вряд ли они оставят равнодушным. В общем-то, это актуальнейшая тема, пропасть между богачами и средним классом всё шире с каждым годом, да и в современной России подобная тема актуальна как никогда. Местный герой, отягщенный, как выяснилось, чувством вины перед отцом, грани вообще не видит и ради своей цели не останавливается ни перед чем, действуя с самоубийственным фатализмом.












В принципе, все актеры отлично вписались, что главный герой-журналист, выжимающий дефицитную водку из салфетки и выплевывающий стеклянные осколки (очень мощная сцена, как по мне), что боевая подруга и жена главного героя, есть документальные кадры пары реальных представителей группы "Солидарность". Отдельно хочется отметить музыкальный ряд, нервный резкий, восьмидесятнический. Польские экст- и интерьеры того времени созвучны с советскими, а уж проблема вообще вечна и актуальна. Хэппи-энд в свете знания последующей смены общественной системы и введения Военного положения кажется особенно горьким. Хоть и мирная, но антикоммунистическая революция недолго пожинала свои плоды, но на момент концовки фильма жители Польши радостны, едины и с надеждой смотрят в будущее. Магия кино способна законсервировать эту эмоцию и эту светлую радость, поэтому фильм определенно не для каждого зрителя, но для любого думающего человека, помогает ему верить, стремиться что-то менять, закалять внутреннее железо до стали.


Кристина Янда, Польша, Ежи Радзивилович, кино морального беспокойства, рулетка, Мариан Опаня, драма, 1981, 8/10, Богуслав Линда, Лех Валенса, синема, Анджей Вайда

Previous post Next post
Up