Синема - Время волка (Le temps du loup, 2002)

Mar 21, 2018 03:41

Хеллоу, хеллоу! Ежемесячное включение от импера в эфире! Тут у нас очередной (я не помню какой) этап замечательной затеи для топовых киноблогеров ЖЖ, придуманной товарищем Altereos, и не дающей загнуться совсем моему когда-то насыщенному блогу. Хех. Тема дико интересная - постапокалиптика. Людям-киноманам не стоит объяснять что это, уж не помню, кто и когда первым обратился к этому вечному реквиему и, как порой кажется, необратимо ждущему человечество кризису, но какую еще тему можно выбрать, чтобы выставить на ребро гадкую людскую натуру и попытаться предостеречь, это ли не высшая цель искусства?! А кто, как не товарищ Ханеке идеально подходит для этой задачи?! "Время волка", господа, спешите прочесть, ну или нет... я хз.



В результате, как нам становится известно позднее, отравления воды и глобального, вероятно, отключения электричества, мир, что закономерно, пошёл по одному месту. Анна и её семья прибывают в свой загородный дом, в надежде переждать эту мировую общественную смерть. Но не тут-то было, дома их поджидают нервные и вооруженные чужаки, которым тоже нужна вода, жилье и всё вот это вот. Лишившись одного члена семьи, Анна с детьми начинает странствие по этому миру без надежды, и последним шансом на спасение становится поезд, который вроде бы проходит мимо места, на которое они набрели, но надо ещё договориться с остальными, а ещё и за детьми присмотреть...















Действительно, я немного фильмов мэтра видел, но он показался мне довольно мизантропичным, а может, это такая целебная функция, показывать и выворачивать самое мерзкое, как антипример. В этом плане Ханеке может и высшим гуманистом показаться. И уж не знаю, как сложились звезды, но для постапокалиптики Михаэль действительно идеальный вариант. Он мастерски может создать гнетуще-безысходную атмосферу, необходимую для жанра, он лишен всей той гламурной комиксовой мишуры, с которой уже нет-нет синомизируешь этот загадочный и всем понятный постапок. Это вполне себе, практически самый реальный, реалистический фильм на эту тему из тех, что я видел на данный момент. Абсолютно опустошенные шоком и ужасом люди редкими вспышками, как толчками, точками, аккордами, вспыхивают во внезапных эмоциональных всплесках, дерясь за последние имеющие для них смысл вещи, вроде козы или там зажигалки, или пытаясь приладить к новым безумным невероятным реалиям правила поведения и протоколы прошлого, будто забывая, что сейчас они не имеют абсолютно никакого смысла. Мастерски дирижируя скупой игрой вверенных ему актеров и персонажей, Ханеке порой отдаляет происходящее на самый дальний план, задавливая их и происходящее вечно безразличной, вечно живой природой, которую человеку в этом раскладе уже не задавить, как ни пытайся, а то и вовсе погружая в беспросветную темень, что приходится вглядываться в темноту в попытке хоть что-то разглядеть. А где-то вдали огонек, навряд ли спасительный. Чем больше думаешь о фильме, тем, конечно, виднее проделанная именно сценарно-постановочная мощная работа, оправдывающая многочисленные критические дифирамбы в адрес режиссера.















Можно придираться, конечно. К излишней говорильне, или осознанной малоэмоциональости, но зачем к этому придираться, если это обусловлено. Не рекомендую смотреть этот фильм в плохом настроении, есть риск оказаться и вовсе в беспросветной депрессии, уж настолько это давящая, тягучая, выжимающая история. Это не какой-то аттракцион, где саспенс не будет давать вам шанс оторваться от экрана, это эстесткий, но все-таки как и положено мерзкий, отвратительный, но печальный реквием по человечеству. А это ли не суть постапокалипсиса как жанра? Катарсис, как кажется, совпадающий с концовкой, все-таки сделан роскошно, и на контрасте с предыдущей муторной частью весьма ощутимо бьет в мозжечок. Дарит ли надежду Ханеке в итоге? Фильм называется "Время волка" - а это в одной из древних поэм значило время перед концом света. Уже само название подписывает неутешительнейший из вердиктов. Да и сами герои, вспомня упоминающуюся в фильме байку о тридцати шести праведниках, стремятся в огонь, ведь, как гласит легенда, когда их не станет совсем, не станет и белого света. Тем не менее, что для меня странно, в последних минутах надежду режиссер все же дает, о чем ненавязчиво дают знать снятые из окна поезда кадры. Тут ли не вспомнить вечное "Надежда умирает последней". Спасибо Михаэлю, что он её в этом фильме все-таки не убил.


Франция, Анаис Демустье, Изабель Юппер, 2002, рулетка, Морис Бенишу, драма, Германия, Михаэль Ханеке, 8/10, Австрия, синема, Беатрис Даль, постапокалипсис, Оливье Гурме

Previous post Next post
Up