Мартеновский цех Нижнетагильского металлургического завода. Место рождения знаменитой стали марки "Старый соболь", сюда в в ковшах подвозили чугун с доменных печей (о них пост ниже) и получали высококачественную сталь, которую везли дальше в прокатных цех.
Описание мартеновского цеха с сайта
http://historyntagil.ru/4_32.htm"В 1891 году на верхней террасе завода был построен вместо старого новый мартеновский цех с двумя печами. Он имел один пролет, перекрытый опирающимися на кирпичные стены металлическими фермами.
Расположенные в новом здании мартены имели уже не кислый, а основной под. Вместимость их достигала 820 пудов чугуна; каждая давала в сутки по три плавки. Топливом служил получаемый в специальных дровяных генераторах газ. Разливка велась у ковша при помощи парового крана. Все основные работы производились вручную; и лишь с 1935 года завалка шихты осуществлялась при помощи завалочной машины Бразикс с гидравлическим приводом и деревянными передними колесами. Однако эта машина оказалась непрактичной и не слишком надежной в работе. Она часто ломалась, колеса быстро изнашивались и буксовали, что приводило к затягиванию завалки и частым ремонтам. В течение года ненадежные узлы были заменены узлами конструкции Пруденека. Впоследствии машина Пруденека работала до 1978 года и была в 1979 году заменена немецкой завалочной машиной напольного типа.
В 1953 году обе мартеновские печи были реконструированы; их емкость увеличилась до 75 тонн. Через несколько лет, в 1957 году, древесные газогенераторы были
демонтированы; печи стали действовать на мазуте. А еще через год мартеновская печь № 1 останавливается.
В настоящее время мартеновский цех полуразрушен и требует немедленной реставрации."
Сейчас у цеха отсутствует крыша, стены полуразрушены, но металлические конструкции 1891 года достаточно крепкие и выглядят масштабно и интересно.
Вид из окна, виден чугуновозный ковш
Мартеновская печь
Завалочная машина
В цехе
Чугуновозные ковши и прочее железнодорожное оборудование завода