Feb 02, 2014 12:01
заказной пост. Четвертый из цикла
Это был такой сложный вопрос - не везде он формулировался прямо. Очень часто звучал "а если я -трам-пам-пам-, то возможно ли, что он (оно, работа, отношения) -трам-пам-пам-". И мне кажется, что в современной психологии очень часто человеку сообщают: это все ТЫ!
И тут я приведу дивный инсайт моей клиентки - с ее, разумеется, разрешения. У нее дома был металлический чайник, устройство которого было таково, что при нагревании ручка приклеивалась намертво к основанию, и оторвать ее можно было только прикоснувшись к горячему металлу. И внезапно моя клиентка поняла: у Анджелины Джоли с этим чайником были бы ровно те же самые трудности, поэтому все ее собственные попытки при трудностях стать тем человеком, с которым таких вещей не могло бы произойти, бессмысленны: нужно просто купить новый чайник.
Подобные попытки, разумеется, легко сформировать у ребенка простой вещью: если бы ты... такого бы не случилось. И - вопреки желанию родителей - у ребенка возникает идея, что есть такие люди, они особенные, прозорливые, волшебные, прекрасные, которые заранее знают, что произойдет, и поэтому поступают всегда ПРАВИЛЬНО. Они покупают правильные неломающиеся машины, они вкладывают деньги в правильные выигрывающие проекты, они надевают правильные нервущиеся колготки и покупают правильные необжигающие чайники.
Истина, разумеется, состоит в том, что таких людей нет.
Бред Питт, Анджелина Джоли, Ангела Меркель, доктора математических наук и английская королева Елизавета совершают ошибки, опрокидывают на себя полные чашки молока, рвут колготки, топят телефоны в чашке с чаем, забывают свои очки и не могут их найти, вкладывают деньги в благотворительный фонд Федерация, проигрывают их в карты, травятся овсяными печеньками и т.д.
И я точно знаю как минимум одного прекрасного девелопера, который умудрился втянуться в совершенно безвыигрышный проект в личных отношениях и потратить там нное количество времени своей жизни и денег.
Потому что, во-первых, законы статистики не работают на малых цифрах. Один человек может 100 раз подряд выбросить решку. А потом еще 100 раз подряд орла. Или только 1 раз. Или ни разу.
А, во-вторых, плохие вещи случаются. Даже при самых строгих системах обеспечения безопасности. Потому что вселенной нужна одна секунда, чтобы в нашей жизни все встало с ног на голову. И при этом боимся мы всегда не того: например, нам кажется, что мы должны хорошо учиться, чтобы получить хорошую работу, например, архитектором. А тут - 1991 год, и всем внезапно плевать на твое образование. А еще спустя десять лет - снова - а на кого вы учились? Мир слишком изменчив, чтобы заранее можно было стопроцентно предугадать, что понадобится.
Так что же мы можем изменить, изменяя себя? Ответ парадоксален - себя. Больше ничего.
Иногда это означает, что я также изменю свои отношения на работе, а то и работу, сменю партнера, рожу ребенка, перееду в другой город, больше никогда не буду разговаривать с мамой, начну одеваться в розовое и разговаривать на другом языке, и больше ни один человек не причинит мне зла.
А иногда это означает, что в моей жизни не произойдет никаких особенных изменений, просто я больше не буду считать проблемы мамы своими собственными проблемами.
Вопрос только в том, а что мне нужно. Далеко не всем людям действительно хочется грандиозных изменений. Куда чаще - увы - им хочется грандиозных изменений других людей. А порой это почти то же самое, что заставить чайник не приклеивать к себе ручку при нагревании, превращаясь в Анджелину Джоли.
Именно поэтому в терапии мы, в первую очередь, разбираемся с собой: что мне нужно, что не нужно, что меняет мир, что меняет меня, а что ничего не меняет, но причиняет мне страдание.
заказной пост,
психотерапия