Dec 18, 2013 11:26
мне тут пообещали, что все люди с нарциссической травмой немедленно умрут после моего поста, ну и шутки шутками, а разница между первым и вторым велика, и мне хотелось бы ее отметить.
Начнем с банальностей - чем отличается травма от характера. Дело в том, что когда мы рождаемся - мы уже какие-то. У нас есть строение нервной системы, темперамент, предрасположенности, способности.
И у нас есть семья, в которую мы попадаем, и к которой мы начинаем адаптироваться.
Все это вместе создает предпосылки для формирования характера. Например, если у меня строение нервной системы предполагает накопление напряжения до критической массы, а потом взрыв - то это предрасположенность к эпилептоидному характеру, а если у меня в принципе очень мало ресурса - то к астеническому или депрессивному.
На все это начинает накладываться семья. Например, очень эмоционального человека семья может больше продвинуть к истерическому характеру или же, наоборот, сгладить эту эмоциональность и добавить каких-то депрессивных ноток.
На сформировавшийся характер можно сверху положить травму. Например, можно не разговаривать с человеком три года - и вполне открытый и общительный человек внезапно начнет давать шизоидную симптоматику, испытывать трудности с контактом.
Таким образом, если на любой характер положить травму длительного обесценивания (например, отдать его в профессиональный спорт, где тренер интересуется только результатами и плевать хотела на чувства человека), человек не обязательно станет нарциссом, но у него появятся нарциссические защитные механизмы и проявления.
У меня, например, это проявляется в некоторых божественных чертах - в работе и академических занятиях мне очень трудно смириться с тем, что я - обычный сотрудник и обычный студент. Я с этим борюсь, но длительное время мне было совершенно невозможно признать, что я не лучшая и не самая гениальная. Сейчас я над этим, скорее, смеюсь и заявляю, что я - гений, шутя, при этом спокойно переживая кризисы и трудности в работе, а было время, когда для меня это было невыносимо.
Нарциссическая травма может быть связана с резкой потерей значимости, понижением в статусе или унижением, а также с нереалистичными требованиями или слишком сложными задачами, поставленными перед человеком. Например, формирование нарциссической травмы в хорошо показано в книге Амели Нотомб "Страх и трепет". Обычно, когда человек выходит из этого состояния, он с трудом может понять, как он дошел до жизни такой.
При этом нарциссическая травма хорошо терапевтируется и пролечивается.
Нарциссический характер обычно формируется в длительной ситуации практически невыносимой для человека - когда его личность не интересует никого из значимых людей в его жизни. Например, у одного из нарциссов, которого я знаю, очень влиятельный отец и мама-балерина. Отца интересовали только академические (сначала) и финансовые (потом) успехи ребенка, а мать - только спортивные (сначала) и финансовые (она требовала себя содержать, как только ребенку исполнилось 16, и его отец перестал давать ей деньги). Во всех неудачах виноват был сам ребенок, и никакой поддержки он не получал. Как и никакой эмоциональной связи. Он был только проектом, причем всегда неуспешным, потому что всех его усилий всегда было недостаточно.
Разумеется, в такой ситуации ребенок мог пойти и по пути другого характера, но я рассказываю именно о нарциссизме. Конечно, этот человек страдает, и ему больно. Почти невыносимо все время стремиться в космос, но при появлении каждой новой ступеньки, цели или вершины ощущать себя на дне пропасти. Они очень тяжело переживают отвержение, неуспешность, разводы, карьерные спады. Зачастую им очень с большим трудом доступны дружеские отношения - либо у них много приятелей, про которых они на самом деле мало что знают, либо вообще нет друзей, или же друзья очень быстро превращаются во врагов. Про любовные отношения я уже писала - то, что они переживают, разочаровываясь в партнере (совершенно нормальном при этом, но это уже дело десятое) - трудно описать. "Как я мог это любить?!" - это же разрушительно не только для партнера, но и для того, кто так думает.
Среди нарциссов довольно много зависимых, и выйти из этого им очень непросто, потому что обычные радости жизни доступны им с большим трудом.
И в работе с терапевтом им тоже трудно и непонятно, потому что они очень плохо устанавливают контакт, обычно приходя за манипулятивными методиками или отключением неприятных переживаний. Очень часто это и забавно, и очень грустно: с одной стороны, они в ужасе от одной мысли, чтобы кто-то мог управлять их жизнью, но именно это хотят сделать с другими людьми.
И там очень, очень много боли.
И очень, очень мало способов принять что-то, что могло бы излечить эту боль.
психотерапия