День рождения Николая Ивановича Лобачевского.

Dec 01, 2019 13:00


Николай Иванович Лобачевский - любимец Гаусса и тот еще хулиган, который своей страстью к пиротехнике приводил в ярость преподавателей. Сегодня я хочу рассказать Вам о великом математике, буйном студенте, а также о выдающемся преподавателе и ректоре Казанского университета. Николай Лобачевский праздновал бы сегодня, 1 декабря, свое 227-летие.



Каким несведущий человек представляет себе Лобачевского? Наверняка многим так и просится на ум образ обычного ученого, спокойного и тихого, сидящего над решением очередной задаче. А вот и не так все обстоит!

Николай Иванович был тем еще сорванцом в гимназии, упертым в науке и снисходительным в преподавании.

В гимназии юного Лобачевского не любили, еще бы! Несмотря на хорошие оценки, он прослыл ярым вольнодумцем, влезающим в драки и устраивая свои многочисленные опыты с друзьями прямо в школьном дворе.  В карцере он бывал немало: то обычная драка, то излишняя дерзость, но чаще всего, конечно же, из-за опытов. Лобачевский так увлекался пиротехникой, что запустил собственную ракету, взрывом которой, возможно, и напугал немалое количество жителей Казани, за что и попал в карцер. И все же, несмотря на все это, учился Лобачевский отлично.

Плохое поведение в гимназии чуть не сыграло злую шутку с Лобачевским. Он имел все шансы попасть в армию, когда вышел указ, предписывающий отдавать на службу тех студентов, которые отличались дурным поведением.



Лобачевский безусловно был гением, степень магистра он получил уже в 19 лет, хотя, если вспомнить, попасть в сам институт ему удалось лишь со второго раза, хотя, казалось бы, всего лишь какие-то вступительные для такого человека, но и такое может быть с каждым.

В 23 года Лобачевский по инициативе Салтыкова был утверждён экстраординарным профессором. В эти годы Лобачевский пытался опровергнуть пятый постулат Евклида, он считал аксиому параллельности произвольным ограничением. Современники не смогли и не желали понимать логику Лобачевского, и он получил целый вал злобных нападок и карикатур. Никто не верил, что провинциальный педагог всерьез пытается опровергнуть античную аксиому.

Когда Лобачевский выпустил свой труд «о началах геометрии» это стало первой в мировой математике серьезной публикацией по неевклидовой геометрии (геометрия Лобачевского). На момент публикации, Николай уже был деканом физико-математического факультета, на который его назначили (в возрасте 28 лет). Его "неевклидова геометрия" перевернула мышление математиков XIX века.

На Родине его открытие не было принято всерьез. Лишь в Европе Гаусс с восторгом отнесся к Николаю Ивановичу и выразил свою симпатию к его идеям, рекомендуя избрать Лобачевского иностранным членом-корреспондентом Гёттингенского королевского научного общества как «одного из превосходнейших математиков русского государства». Гаусс даже начинал учить русский язык, чтобы как можно лучше ознакомиться с трудами Гения из Российской империи. Избрание Лобачевского состоялось в 1842 году и стало единственным прижизненным признанием научных заслуг Лобачевского.

В свободное от преподавательства и науки время, Николай Иванович любил ухаживать за растениями в саду. Его «любимцами» были кедры. Однако Лобачевский говорил, что не дождется их плодов. Так и случилось. Они были сняты всего через несколько месяцев после смерти ученого.

Николай боялся, что его работы будут забыты после смерти, и, несомненно, его опасения подогревались интенсивной критикой в его адрес. Однако труды Лобачевского не забыты до сих пор и он, безусловно, являлся великим математиком. Лобачевский создал моду на математику, доказав всему ученому миру, что параллельные прямые могут-таки пересечься.

Специально для ЖЖ матфака, Чубис Никита.

Previous post Next post
Up