Бергман. Женщины ждут

Sep 11, 2016 10:10

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

На самом деле, в фильме Бергмана Kvinnors väntan ("Женщины ждут") 4 женщины, которые замужен за 4 братьями и ждут их возвращения. Английское название фильма Secrets of Women точнее передает его содержание. Четыре женщины откровенно рассказывают друг другу о своей жизни, о любви и о супружеских изменах.

Причина откровенности в том, что четыре семьи будут вынуждены провести вместе несколько дней, и это пугает самую старшую из них, Аннетт:

We're going to spent these days all together, and everyone will contemplate our most intimate sorrows.

После этих слов и рушится с виду благополучный занавес:
- But Annette dear! We thought your relation with Paul was harmonious...
- It is certainly. We say to each other "Good morning", "Goodbye my dear", "Good night", "Did you had a good day?"

А поговорить?..
А сказать слова любви?..
Нет настоящей близости, нет родного человека, с кем можно откровенно поделиться самым сокровенным.

But we're never really close. We never have a true intimacy nor discussions.
I cannot link his body to mine...
I cannot pull out his eyes to make him blind and dependent on me.
I cannot even hold him in my arms and rock him till he falls asleep when I see he's sad or he's in trouble.
You must think I'm ridiculous. An adult woman who should have resigned herself or should find comfort in Jesus or in her grandchildren...

Невыносимое желание близости. Близости, которая возможна только с любимым и любящим человеком. Но годы уходят, и остается только обратиться к Богу, или сконцентрироваться на внуках, отдав им нерастраченную любовь и заботу. В фильме "Корабль в Индию" мать тоже, кстати, ждала, когда ее муж ослепнет и станет полностью зависимым от нее, и тогда она может любить и заботиться о нем, не деля его ни с кем.

Есть семья, есть муж, а хочется душевной близости, взаимопонимания, родства душ.
I am not happy. I only have my life, my life and nothing else.

Невозможно жить в одиночестве, хочется другой жизни. Хотя бы одним глазком на нее взглянуть, услышать чей-то рассказ.

Solitude... We know what it is.
Women should talk to each other more frankly.
We should share our experiences and comfort ourselves.

И Кундера говорил в «Невыносимой легкости бытия»:
Если нам суждено проживать одну-единственную жизнь - это значит, мы не жили вовсе.

Вот они и делятся историями своих жизней. И слушают, примеряют их на себя, как платья. Ракель, Марта, Карин.

История Ракель -- история супружеской измены. Этот мужчина, кстати, не чужой, они еще в детстве были влюблены друг в друга, их многое связывает: прошлое, молодость, знание друг друга. Но.. у каждого свои мотивы, каждый играет свою роль, и по сути использует другого. Но самая интересная и важная сцена, как она всё рассказывает мужу, реакция мужа и ее предложение выхода из ситуации:

Don't you think we could face it together?
After all, we must forgive ourselves.
If we wanted, we could. You and I.

Если захотеть, то всё можно простить. Только вместе. Ты и я.

История Марты -- это совсем другой фильм. Это романтический Париж, молодость, красивый художник, наследник богатой семьи, поющий ей песни под гитару. Он как в сладкой сказке похищает ее у экономного, сексуально закомплексованного жениха-Кощея. Это лунный свет, берега Сены, пустынные Елисейские поля. А потом.. Это мужская незрелость и стремительное взросление женщины, и "давно ты видела, я верю, как раздвояется наш путь". И даже ребенок не может связать этих чужих друг другу людей.

А Карин рассказывает, что случилось, когда она с мужем застряла в лифте. На всю ночь. Говорят, этой сценой фильм и запоминается. Она самая легкая, самая остроумная, самая аллегоричная. И тут есть глубокие темы, есть состоявшийся муж, не имеющий ни врагов, ни друзей, его одинокая жена, пытающаяся составить список любовниц мужа, много горько правдивых мыслей (Ни один мужчина не может быть велик в глазах его женщины. Поэтому и Бог был холостяком.)

Кстати, это была первая попытка Бергмана в комедийном жанре. Он просто хотел попробовать, получится ли у него или нет. К тому же финансовое положение вынуждало его сделать фильм, пользующийся успехов, что проще всего сделать в жанре комедии:

My financial situation after the production standstill forced me to sign a second-rate (to put it mildly) contract with Svensk Filmindustri. I was painfully aware that I had to come up with a successful film. In other words, a comedy seemed an absolute necessity.

А идею фильма подсказала жена Бергмана, Гун Хагберг. Первый раз она была замужем именно в такой большой семье, женщины которой вечерами откровенно говорили о любви и семейной жизни.

The idea for the film came from my wife at the time, Gun Hagberg. Before we met, she had married into a large family with a big summer place on the Danish island of Jylland. Gun told me how one evening the women of the clan remained sitting at the table after the evening meal and how they began to really talk to each other. With great openness they spoke of their marriages and their loves.

Из этих трех правдивых историй можно было сделать три отдельных фильма. Я где-то читал, что история младшей сестры Марты, которая в конце фильма сбегает с женихом, получила продолжение в другом фильме Бергмана "Лето с Моникой". Да, наверное, так и есть, идеи и замыслы Бергмана настолько многочисленны, что не умещаются в один фильм. Практически от каждого его фильма у меня остается ощущение, что слишком много сказано: очень много мыслей, намеков, аллюзий. Я не успеваю осознать, увидеть, понять даже малой доли.

Но наверняка был смысл объединить эти три совершенно разные истории в один фильм. Ведь речь не о семье, не о супружеской жизни, и даже не о любви. Речь о родстве душ, о настоящей близости. Но.. Стремящиеся к ней безумны, а ее достигшие -- поражены тоскою.

film, Анна Ахматова, Бергман

Previous post Next post
Up