Бергман. Кризис

Sep 10, 2016 10:52

И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу.

Как говорит голос за кадром, это даже не драма, а комедия. (I wouldn't call this a great or harrowing drama. It is merely an everyday play. Almost a comedy.)

Впрочем, в этом фильме много неожиданного. Кто бы мог подумать, что типичный негодяй-любовник может покончить с собой, ведь все же знают, если человек угрожает самоубийством, то он никогда этого не сделает.

Неожиданно также то, что люди в фильме сильно меняются. Веселая и беззаботная Ингеборг вдруг превращается в мрачную эгоистку, оторванный от реальности ловелас Як вдруг оказывается по-настоящему несчастным человеком, постаревшая, через многое прошедшая мать, как видно, умеет по-настоящему любить. Только один идиот Уффе за весь фильм совсем не меняется и продолжает делать предложение Нелли, хотя ясно видит, что она его не любит.

Фильм Kris («Кризис») - это первый фильм Бергмана-режиссера. Он сам переписал пьесу датского драматурга Лека Фишера, представляющую из себя "сопливую чушь", как вспоминает сам Бергман: "Dymling promised me that I would be allowed to direct the film if I could manage to write a good script from this grandiose drivel".

Фильм провалился, потому что никто ничего не умел: Бергману не хватало практических навыков (In theory I knew exactly what I wanted to do. In reality, everything went straight to hell), оператор никогда не работал со светом ([he] was not used to the complicated lighting and heavy cameras of the time), главная актриса в кино до этого не снималась (Dagny Lind, had hardly ever appeared in front of a movie camera before, and she was paralyzed with fright).

Тем не менее, фильм, как мне кажется, получился очень красивый: атмосфера старых полусерьёзных итальянских фильмов, живые запоминающиеся персонажи, завораживающие панорамные съемки (This town is so very small. It dips its feet into the river and slumbers softly in the greenery), крупные планы лиц, одежда и интерьеры (Today a wholly unfamiliar lady is stepping off the bus. Everything about her is alien and slightly unsettling. Dress, face, nails, hat and eyes - everything about her speaks of the big wide world).

Игра и внезапные изменения настроения героев иногда казались неестественными. Но практически каждый герой был показан с двух сторон: до и после перелома. Может, поэтому название «Кризис» очень удачное.

Что-то есть в фильме, что-то неуловимое. Не знаю, как сказать, может, богатство фактуры фильма, потенциальная возможность наполнить детали, слова и поступки героев своими собственными интерпретациями. С другой стороны, A minor detail should be treated like a minor detail without necessarily having to look like one, именно такой совет дал Бергману Виктор Шёстрём (Victor Sjöström, художественный руководитель студии).

Я бы и не подумал, что фильм дебютный, уж очень много идей и замыслов в него заложено. И в сюжетном, и в кинематографическом смысле.

Впрочем, любое произведение искусства можно назвать банальным: люди везде люди, и в большом мире, и в захолустье. Нигде нет взаимности: любят не тех, любимы не теми. Время лечит, любой кризис проходит, и остается просто научиться мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу. А вечерами, чтоб утомить ненужную тревогу, гулять побольше по красивому городу или в парке.

film, Анна Ахматова, Бергман

Previous post Next post
Up