Увы, на прошедших выборах я голосовал за "Еврейский дом". Теперь в этом стало стыдно признаваться. Об этом неприятном факте биографии можно только рассказывать шепотом близким людям с глазу на глаз, оглядываясь по сторонам, чтобы никто не услышал. Стыдно.
Теперь - это со вчерашнего дня. После продвижения законопроекта о создании категории заключенных, лишенных всякой - даже чисто теоретической - надежды на освобождение (
http://www.haaretz.co.il/news/politi/1.2317765). Согласно законопроекту, судьи получат право выносить особый приговор: пожизненное заключение без права на амнистию. Отягчающие обстоятельства, позволяющие вынести такое заключение, будут определяться самими судьями. В самом законопроекте приводятся примеры террористов и убийц детей; однако совершенно понятно - да инициаторы законопроекта этого и не скрывают - что закон может и должен быть применен также и к дополнительным случаям убийств.
В этом предложении дико все, с какой стороны ни копни. И само по себе предоставление функционерам системы безграничной власти над судьбами людей, и уравнивание всякого убийства, совершенного на националистической почве, с убийством ребенка, и неуклюжая попытка замаскировать собственное фиаско - принятие де факто абсурдного принципа освобождения убийц в обмен на право вести переговоры - популистским шагом, еще более расширяющим поле судебного произвола.
Это особенно забавно смотрится на фоне недавней публикации книги Боаза Санджаро, посвященной практике осуждения невинных в Израиле и за рубежом (
http://www.resling.co.il/book.asp?book_id=751). По его оценкам, в Израиле могут быть около тысячи заключенных, осужденных невинно или, по крайней мере, без достаточных на то оснований. Возможность предоставления президентской амнистии - при всех очевидных недостатках этого института - является хоть каким-то механизмом, позволяющим исправить совершенную несправедливость, как то было в случае Баранеса: вначале он был амнистирован, а невиновным признан лишь много лет спустя. Легко понять, что новый закон, будучи принят, с легкостью может быть применен, например, к Задорову.
Отдельное удовольствие доставило интервью с Беннетом вчера по "Решет бет". Он ушел от ответа о набирающем ныне популярность предложении применять административные аресты к тем, кто протыкает шины арабским машинам и пишет нехорошие надписи на стенах, а в ответ на вопросы по поводу законопроекта активно предлагал брать пример с Путина (sic!) Нет уж, пожалуйста, без меня.