Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи (7 06 1942 г. - 20 10 2011 г.)

Oct 20, 2024 18:06



Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи.

Мальчишка мечтал стать военным, он стал более скрытным и острожным, а вскоре воплотил свою мечту, поступив в военный колледж в Бенгази в 1963 году, где он учился в дневное время, а по вечерам посещал курсы истории в университете. После обучения в 1965 получив звание лейтенанта поехал в Великобританию, освободившую бывшую итальянскую колонию от гнета. Здесь окончил курсы связистов.

Первым делом он ликвидировал иностранные военные базы на территории страны. В течение трех лет в Ливии были национализированы иностранные банки и нефтяные компании, в отечественных 51% стал принадлежать государству.

"Цель нового социалистического строя - создать счастливое общество, счастливое в силу своей свободы, что осуществимо только при удовлетворении материальных и духовных потребностей человека при условии, что никто не будет препятствовать удовлетворению этих потребностей и контролировать их", - писал Каддафи.

До свержения монархии, в 1968 году 73% населения страны было неграмотно. За первое десятилетие революционных преобразований в Ливии было открыто 220 библиотек и читален, 25 центров по распространению знаний, около 20 национальных культурных центров и 40 спортивных клубов. К 1977 году уровень грамотности вырос в общем до 51%. С 1970 по 1980 год в стране было построено более 180 тыс. квартир, что дало возможность обеспечить современным жильём около 80% нуждающихся, живших до этого в подвалах, хижинах или палатках.

Было обнаружено еще в 1953 году около 35 тысяч кубических километров артезианской воды. Соответствующим объемом можно, например, полностью затопить территорию Германии, ее площадь составляет 357021 квадратный километр, а глубина подобного водоема составит около 100 метров. Ливия - это богатейшие запасы чистой пресной воды! На ее транспортировку к районам потребления по подземным трубопроводам общей протяженностью около четырех тысяч километров трубами до 4 - х метров в диаметре были потрачены нефтяные доходы. А для производства труб был построен завод, что позволило создать новые рабочие места.

Порой Муаммар Каддафи проявлял огромную снисходительность к диссидентам. 3 марта 1988 года он распорядился освободить 400 политических заключённых из тюрьмы «Абу Садим». В присутствии многотысячной толпы Каддафи, управляя бульдозером, сломал дверь тюрьмы и крикнул заключённым: «Вы свободны», после чего толпа заключённых бросились в образовавшийся пролом, она скандировала: «Муаммар, родившийся в пустыне, сделал тюрьмы пустыми!» ©

Грэг Маттит, автор книги "Топливо в огне", добыл тысячу правительственных документов, ставших доступными в соответствии с британским законом о свободе информации. Эти документы отчетливо свидетельствуют, что правительство Великобритании обсуждало с крупнейшими мировыми нефтяными компаниями перспективы добычи иракской нефти еще в 2002 году, почти за год до вооруженного американо-британского вторжения в Ирак. [...] Как писала английская газета The Independent в апреле 2011 года, за пять месяцев до вторжения в Ирак "баронесса Саймонс, бывшая в то время министром торговли, рассказала BP, что, по мнению правительства, британские энергетические компании должны получить часть огромных нефтегазовых резервов Ирака в качестве награды за готовность Тони Блэра поддержать американские планы по смене режима в стране военными средствами".

Обнародованные документы свидетельствуют, что министр внешней торговли и инвестиций Великобритании баронесса Саймонс согласилась лоббировать в администрации Буша-младшего интересы British Petroleum, боявшейся "остаться в стороне от раздела месторождений Ирака". В протоколе прошедшей 31 октября 2002 года встречи членов британского правительства с энергетическими компаниями этой страны - BP, Shell и British Gas было написано: "Баронесса Саймонс согласилась, что было бы сложно оправдать тот факт, что британские компании ничего не получат в Ираке, в то время как Великобритания безоговорочно поддерживала правительство США в течение всего кризиса". Министр пообещала "проинформировать компании перед Рождеством" об успехах своих лоббистских усилий.
Уже через неделю, 6 ноября 2002 года, Министерство иностранных дел Великобритании пригласило представителей BP, чтобы обсудить возможности в Ираке "после смены режима". В протоколе отмечено: "Ирак имеет большие нефтяные перспективы. BP отчаянно пытается добраться туда и опасается, что политические вопросы могут лишить ее этой возможности". Как заявил после одной из таких встреч в октябре 2002 года директор отдела Ближнего Востока Министерства иностранных дел Великобритании Эдвард Чаплин, "Shell и BP не могут позволить себе не получить долю в Ираке, ведь от этого зависит их долгосрочное будущее. Мы были настроены на то, чтобы британские компании получили справедливую долю в Ираке после Саддама". Это означает, что на конец 2002 года решение "о смене режима" в Ираке на Даунинг-стрит уже было принято.[...] Двадцатилетние контракты, подписанные сразу после вторжения в Ирак, стали крупнейшими в истории нефтяной промышленности. В этих контрактах была прописана судьба половины нефтяных резервов Ирака - 60 млрд. баррелей нефти, большая часть которых досталась British Petroleum.

ЗВЕНО В ЦЕПИ ТЕОРИИ ЗАГОВОРА

Одной из главных причин интервенции НАТО в Ливию стали большие подтвержденные запасы нефти, которые составляют 44,3 млрд. баррелей, а также залежи природного газа (1,6 трлн. куб. м) в этой стране. До войны в Ливии ежедневно добывали от 1,5 млн. до 1,6 млн. баррелей. Это составляет 6% от общей добычи ОПЕК. Сырая нефть в Ливии является отличной по качеству, и ее месторождения близко расположены к европейским нефтеперерабатывающим заводам.
Не исключено, что в действительности запасы ливийской нефти могут составлять 100 млрд. баррелей. Как утверждал еще в 2007 году глава представительства французской компании Total Филипп Мальзак, "Ливия является в настоящее время одной из немногих стран, в которой есть огромные территории, где вообще не проводилась разведка углеводородов". Примерно такое же мнение относительно природных запасов Ливии можно прочитать в депешах, опубликованных интернет-ресурсом WikiLeaks. Как показывают депеши, датированные сентябрем 2009 года, на тот момент глава Ливийской национальной нефтяной компании (National Oil Corporation, NOC) Али Сугхейр заявил представителям американского посольства, что в Ливии были обнаружены "крупные осадочные бассейны с нефтяными и газовыми запасами" и что, по данным сейсмической разведки, "еще больше месторождений по всей стране только предстоит открыть". Эта обнадеживающая для международных нефтегазовых компаний информация послужила причиной снятия с Ливии международных санкций. Компании надеялись заполучить сверхприбыли в Ливии, но не получилось. Вскоре стало понятно, что Ливия проявляет "национализм в отношении ресурсов"[...]
К тому же в 2011 году намечалось реализовать проект судано-ливийского нефтепровода - первого трансафриканского нефтепровода, неподконтрольного Западу. Этот нефтепровод должен был соединить Красное и Средиземное море и пройти по маршруту Порт-Судан-Хартум-Феццан-Бенгази. Открытие этого нефтепровода усилило бы союз между Ливией и Суданом, который ориентируется в своей политике на Иран и Китай. Как считают некоторые эксперты, этот союз мог вовлечь в свою орбиту еще и Египет, отколов его от Запада.
Военную операцию против Ливии Великобритания и Франция стали планировать задолго до ее начала. На это указывала алжирская газета "Экспресьон". По данным этого издания, еще в декабре 2010 года Англия и Франция начали подготовку к совместным учениям под условным наименованием "Южный Мистраль", которые планировалось провести в период с 21 по 25 марта 2011 года. По замыслу учений, союзники должны были атаковать некую страну под названием "Южная земля" в Средиземноморье, где правит "диктаторский режим". Подготовка к "учениям" таким образом позволила западным союзникам заранее приготовиться к войне, которая была запрограммирована по меньшей мере на несколько месяцев назад.
 Тесное взаимодействие правительств Англии и Франции следует рассматривать в контексте формирующейся с недавних пор оси Лондон-Париж. Напомним, что в прошлом году между Францией и Великобританией было подписано соглашение о совместном создании ядерных сил Евросоюза.
 Как представляется, войну в Ливии в первую очередь инициировало правительство Великобритании. Уже в конце февраля Лондон вполне официально заявлял о готовности вторгнуться в Ливию лишь своими силами. Как сообщало Sky News, 2 марта 2011 года британское правительство решило перебросить самолеты "Тайфун" королевских ВВС на свою военную базу на Кипре, чтобы затем "блокировать воздушное пространство Ливии". Выступая перед Палатой общин в британском парламенте, премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что он приказал начальнику штаба обороны генералу Дэвиду Ричардсу "разработать план введения зоны, закрытой для полетов, в воздушном пространстве Ливии".[...]
Поскольку воевать с Каддафи в одиночку было не очень удобно в политическом смысле, то англичане предпочли уйти в тень, выдвинув на первые роли активного и неугомонного Саркози. Скорее всего англичане многое ему пообещали и прежде всего передел нефтяного рынка Ливии в пользу Англии и Франции. К тому же у французов был зуб на Каддафи: французская нефтяная компания Total не так давно была вынуждена удовлетворить требование Каддафи о выплате 500 млн. долл. компенсации. Кроме того, Total проиграла достаточно много ливийских тендеров на совместную добычу углеводородов. Таким образом, гордость французов была уязвлена и требовалось устроить показательную порку лидеру ливийской Джамахирии.
Как сообщила 1 сентября 2011 года французская газета Liberation, Париж еще в апреле заручился обещанием Переходного национального совета (ПНС) Ливии передать Франции контроль над 35% ливийской нефти в обмен на военную и политическую поддержку. В распоряжении издания оказалось письмо руководителя ПНС Махмуда Джибриля эмиру Катара Хамаду бен Халифе аль-Тани - посреднику между Парижем и Бенгази, в котором ливийский оппозиционер сообщает о заключении соглашения с Францией о передаче ей контроля над 1/3 ливийской нефти в обмен на "полную и безусловную поддержку" повстанцев.[...]
Это произошло 3 апреля 2011 года, когда внутриливийский конфликт еще только разгорался. Скандальная информация о секретной сделке между Парижем и Бенгази попала во французские СМИ. Оправдываясь, министр иностранных дел Франции Ален Жюппе заявил в интервью радиостанции RTL: "Я ничего не слышал про это письмо. Единственное, что я знаю, - это то, что Переходный национальный совет, касаясь вопроса восстановления страны, намерен заключить контракты с ранее поддержавшими его сторонами. По-моему, это вполне логично".
На международной конференции "Друзья Ливии", состоявшейся в Париже 1 сентября 2011 года, тон задавали правительства Великобритании и Франции, сыгравшие ключевую роль в свержении режима Муаммара Каддафи. По этой причине они рассчитывают на львиную долю будущих контрактов в богатой нефтью Ливии[...]
Великобритания уже импортирует до 40% газа, а вскоре будет импортировать почти весь газ, потребляемый в стране. Свои угольные мощности британцы уничтожили еще во времена железной леди Маргарет Тэтчер как неперспективные. Поэтому когда англичане узнали о решении Каддафи сократить участие иностранцев в ливийских нефтяных скважинах с 50 до 20% вместо расширения допуска иностранных компаний на рынок Ливии, они должно быть, сильно перепугались.
Последней каплей, переполнившей терпение Лондона, стали участившиеся в Триполи разговоры о возможном создании газового ОПЕК. Несомненным стимулом к свержению полковника Каддафи для англичан, вечно испытывающих нужду в деньгах, стали вывезенные в западные банки миллиарды долларов, полученные Ливией от продажи нефти. По свидетельству бывшего министра энергетики Ливии Фати бен Шатвана, режимом Каддафи было вывезено за рубеж валюты и ценностей на 200-250 млрд. долл. Только в США режим Каддафи вывез 34 млрд. долл. Повстанцы из ПНС получат только 10-15 млрд. долл., необходимых для возобновления прокачки нефти. А где же остальные деньги? Они навечно останутся в европейских и американских банках ©

Многие «теории заговора» сходятся во мнении, что одной из истинных причин вторжения в Ливию были планы Каддафи по учреждению золотого динара ... стремление НАТО к свержению Каддафи было обусловлено, во-первых, желанием не допустить возникновение африканской валюты, обеспеченной золотом, а во-вторых - гигантскими нефтяными запасами Ливии. Это электронное письмо было направлено тогдашнему госсекретарю США Хиллари Клинтон ее неофициальным советником Сиднеем Блюменталем. ... колоссальная угроза, которую золотые и серебряные резервы Каддафи, составляющие приблизительно «143 тонны золота и примерно такое же количество серебра», представляют для французского франка, который на сегодняшний день является основной африканской валютой.
В другом разделе электронного письма содержится информация, подтверждающая, что у НАТО имелись скрытые мотивы для уничтожения ливийского государства: «Это золото накапливалось до нынешних беспорядков и предназначалось для учреждения панафриканской валюты, основанной на ливийском золотом динаре. Этот план предусматривал создание альтернативы французскому франку во всех франкоязычных африканских странах».
(Комментарий к источнику: по мнению компетентных специалистов, это количество золота и серебра оценивается более чем в 7 миллиардов долларов.  Сотрудники разведслужбы Франции раскрыли этот план вскоре после  начала мятежа, и это стало одним из факторов, повлиявших на решение Николя Саркози о нападении Франции на Ливию. По словам упомянутых компетентных специалистов, планы Саркози были обусловлены следующими задачами:
- получить большую долю в ливийской нефтяной индустрии;
- усилить влияние Франции в Северной Африке;
- улучшить внутреннюю политическую ситуацию в самой Франции;
- дать французским военным возможность вновь подтвердить свои позиции в мире;
- отреагировать на обеспокоенность советников Саркози по поводу долгосрочных планов  Каддафи по вытеснению Франции с позиции доминирующей державы в франкоязычной Африке). Итак, как только французская разведка раскрыла планы Каддафи, связанные с учреждением ливийского золотого динара... ©

Холодные отношения между Великобританией и Ливией начали оттаивать в 1999 году. После этой сверки разведывательные службы обеих организаций государства начали сотрудничать в борьбе с противниками Каддафи режим, которым было предложено убежище в Великобритании и других странах. В ливийских архивах были найдены документы, подтверждающие, что имело место тайная связь между Великобританией и ливийскими офицерами разведки во время премьерства премьер-министра экс-труда Тони Блэра. ©

В 2004 году подчиненные Тони Блэра выдали диссидента Сами аль-Саади и его семью разведке Муаммара Каддафи. Теперь Ми-6 придется платить крупный штраф.
Аль-Саади остался доволен приговором суда. «Члены моей семьи пострадали во время похищения. Теперь у них появится шанс получить образование в новой, свободной Ливии. Я смогу позволить себе медицинскую помощь, которая мне нужна после пыток в тюрьме», - заявил Аль-Саади The Guardian.
Несмотря на объем полученной компенсации, бывший диссидент настаивает на проведении открытого уголовного процесса против сотрудников британской разведки. «Закрытый процесс - не самая лучшая вещь для моей семьи. Я уже пережил один такой процесс в период правления Каддафи. По-своему это тоже пытка. Мне не хотелось бы повторять этот опыт», - говорит правозащитник.
Сами аль-Саади был одним из лидеров сопротивления режиму Каддафи за рубежом. В конце 90-х гг. он жил в Гонконге, который тогда относился к британской юрисдикции. В 2004 году правительство Тони Блэра решило примириться с Каддафи. В рамках примирения британские и американские спецслужбы помогли ливийскому правителю найти его недругов за рубежом.
Одним из таких людей был Сами аль-Саади. Агенты Ми-6 заманили его с семьей на борт самолета, который доставил диссидента в Ливию. Диссидента бросили в печально известную тюрьму Абу Салим. Офицеры Каддафи пытали его в период с 2004 по 2011 год. Аль-Саади вышел на свободу во время восстания. Войска его друга Абдельхакима Бельхаджа взяли квартал штурмом и освободили диссидента.
В развалинах штаб-квартиры спецслужб повстанцы и их друзья из Human Rights Watch обнаружили переписку между главным разведчиком ливийского правителя Муссой Куссой и сотрудниками Ми-6. «Мы поможем вам с выдачей Саади и его семьи в зону вашей компетенции», - писал служащий британской разведки своим «коллегам» в Триполи. ©

Тони Блэр звонил на Даунинг-стрит во время проведения военной кампании по устранению ливийского диктатора в 2011 году, чтобы сообщить об обращении к нему «ключевого приближённого Каддафи», желающего «заключить сделку» ©

Очередная порция обнародованных Госдепом США почтовых сообщений экс-госсекретаря Хиллари Клинтон пролила свет на то, как Тони Блэр, в то время премьер Великобритании, пытался остановить воздушную операцию в Ливии и заставить западные страны пойти на переговоры с Каддафи.
Так, сообщает Daily Mail, Блэр писал Клинтон, что «правая рука» Каддафи является разумным человеком и что Вашингтон не должен «унижать» Каддафи. Как предполагает издание, речь могла идти о Муссе Куссе - последнем министре иностранных дел при Каддафи, либо об Абдалле Сенусси, начальнике разведки. ©

global world order

Previous post Next post
Up