Жил-был Моторный на белом свету... (очерк)

Sep 12, 2015 01:32



По-латыни, как известно, любой двигатель называется motor. Как и многие другие латинизмы, это слово вошло в кучу современных языков, включая русский.

НО: в русском языке моторами называют далеко не все двигатели! А преимущественно внутреннего сгорания или электрические, как гласит, например, словарь Ожегова. Или в крайнем случае - газовые турбины на танках и самолётах.

Правда, в 30-40-х годах прошлого века говорили и "ракетные моторы". И НИИ, где исследовалась в том числе реактивная тяга, был назван Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ). Но это быстро сошло на нет.

(В скобках заметим, что инженеры слово "мотор" вообще не любят. Они предпочитают ВСЁ, что преобразует энергию любого вида в механическую, называть двигателями).

А почему так?

Не спешите упрекать меня в "задорновщине". Всё, что будет написано далее, является сугубо личным мнением. Да и наука тут вряд ли поможет, ибо мотор исчез из обихода как-то совершенно невзначай.

Итак, задолго до появления на свете каких-либо тепловых, а тем паче электрических двигателей в русском и родственных славянских языках существовало слово МОТОРНЫЙ, которое фиксирует, например, Даль. С этим словом даже дразнилки да небылицы сочиняли:

Жил-был Моторный на белом свету,
Пил-ел лапти, глотал башмаки...

Как ни удивительно, но означает оно - подвижный, расторопный, быстрый. И мастер спорта полковник Чингачгук российский лексикограф немецко-датского происхождения в морских эполетах на белом медицинском халате фиксирует это слово как однокоренное со словом "мотать"...

А теперь давайте посмотрим на то, какие двигатели принято называть моторами, а какие нет. Куда передаётся энергия в ДВС? Правильно, на вращающийся коленвал. А в электродвигателе? Опять же на вал, на который насажен ротор. Наконец, в газовой турбине? Тоже на вал... И все эти валы знай себе мотают и мотают оборот за оборотом.

А возьмём какую-нибудь зенитную или оперативно-тактическую ракету, а потом космическую. Вот уж где моторов нет и в помине!

ЗУР или ОТР взлетает на твердотопливном движке, весь состав которого - камера, заряд пороха да запал. Никаких валов.
Дальше у неё может включиться так называемый прямоточный воздушно-реактивный двигатель, где жидкое топливо поступает просто-напросто в отрезок чуть профилированной металлической трубы, поджигается электрическим разрядом и, смешиваясь с набегающим потоком воздуха, сгорает. Видите крутилку? Я тоже не вижу.

Наконец, в жидкостно-реактивном двигателе, открывшем человечеству дорогу в космос, к горючему добавляется жидкий окислитель, чтобы поддерживать горение без воздуха. Зажигание опять-таки, как правило, обеспечивается электрической искрой. Вращение присутствует разве что в турбонасосном агрегате, подающем горючее и окислитель в камеру, но оно выполняет лишь вспомогательную функцию.

Итак, что имеем в сухом остатке?
Двигатель, в котором механическая энергия создаётся за счёт вращательного, "мотательного" движения основного звена - мотор.
Двигатель, в котором такого звена нет - не мотор...

русский язык, слова, размышления, наука и техника

Previous post Next post
Up