Пусть висит.

Sep 01, 2015 20:21

Оригинал взят у caballo_marino в Как все
Много лет назад в сборнике статей одной известной в то время журналистки мне попался рассказ о тринадцатилетнем мальчике из Елабуги, который написал письмо в редакцию газеты, потому что не знал, как связаться напрямую с профессором Аникстом - у мальчика возникли к нему серьезные вопросы по поводу некоторых малоизвестных переводов «Фауста» :) В редакции мальчиком заинтересовались, попросили написать о себе - как учится, чем увлекается, какие еще стихи любит? Тот ответил обстоятельно: любит многих поэтов, например, Фета и Цветаеву, пытается переводить Цветаеву и Пастернака на татарский, а Тукая на русский, пишет стихи, сонаты и симфонии, готовится поступать в консерваторию… Родители - инженеры и в его увлечениях не очень разбираются, но во всем поддерживают. Письма были симпатичные, написаны просто, без рисовки. Были в них и стихи - довольно взрослые, без обычных дилетантских огрехов. Собственно поэтическими достоинствами, как мне показалось, особенно не блиставшие. Впрочем, некоторые знаменитые поэты в этом возрасте определенно писали хуже.

В общем-то, все это было очень похоже на феномен «ложного вундеркинда», о котором тогда много писали - мол, такие дети опережают в интеллектуальном развитии сверстников, подают надежды, взрослые их поощряют, тянут изо всех сил вверх, ждут все новых и новых достижений - а потом быстрый рост вдруг останавливается где-то на среднем уровне, сверстники бывшего вундеркинда стремительно догоняют и перегоняют, а он-то готовился к судьбе гения, и теперь никак не может смириться с тем, что он такой же, как все. А виноваты родители и учителя, которые из самого обыкновенного, просто чуть быстрее развивающегося ребенка раздували невесть что. Сейчас это называется более спокойным термином «ранняя общая одаренность» и по-прежнему считается явлением скорее нежелательным. По тем же причинам: никакого гения из такого ребенка, скорее всего, не выйдет, а жить как обычный, средний человек он тоже не умеет - привык быть особенным, выделяться, гордиться своими успехами, в которых в самих по себе ничего выдающегося и не было, если отвлечься от возраста. Ну, научился человек читать в два года - а теперь ему восемь, и вокруг уже все сверстники читают не хуже, и чем ему теперь выделиться? Некоторые психологи решительно рекомендуют все увлечения «не по возрасту» тормозить и пресекать - пусть ребенок занимается тем, чем в его годы положено, а не вбивает себе в голову блажь. Вариант, что у вас растет гений, статистически крайне маловероятен, а если не гений, значит, как все. Вот и учите его быть как все, пока не поздно, а то потом труднее вписаться будет.

Я потом долго думала - а правда, интересно, что из него вышло, из того одаренного подростка, который писал Аниксту? Очевидно, не какой-то всемирно признанный гений, иначе имя было бы уже на слуху. Значит, неудачник, которому пришлось как-то смириться со своей обыкновенностью и жить скромной, незаметной, средненькой жизнью - или не смириться, превратиться в озлобленного графомана и винить весь мир в том, что не смог оценить его несуществующую гениальность?

В статье мальчик был назван подлинным именем и фамилией. Плюс Елабуга, плюс Казанская консерватория… По таким данным сейчас найти человека совсем не трудно.

Нашла. Ну, в общем, примерно то, чего и следовало ожидать.Поэт, музыкант. Преподает в Свободном университете Берлина. Журнальные публикации, сборники, переводы с нескольких языков, концерты…

Это средний уровень? Не средний? Как все? Не как все?

Когда из вундеркинда вырастает обыкновенный профессор - это очень печально? :))

И правда ли, что идти не в ногу позволено только самым выдающимся гениям?

Я знаю таких детей (сама какое-то время была среди них), которым все детство твердили: не заноситесь, это сейчас вы в чем-то опережаете свой возраст, потом это вам еще горько аукнется, когда другие вас догонят и перегонят. А вы зато сейчас, пока сидите за взрослыми книжками, что-то там сочиняете и занимаетесь какой-то еще непонятной сверстникам ерундой, упускаете гораздо более важное, без чего потом нормальной, обыкновенной жизнью жить не сможете. В три-четыре года надо не книжки читать, а куличики лепить. В двенадцать - не переводы «Фауста» сравнивать, а «Ласковый май» слушать (с поправкой на время - «Сумерки» смотреть). Это все важные этапы, которые нужно пройти в положенные сроки, как следует, с полной отдачей. Иначе так и останетесь потом ущербными. Как все, только хуже. А те, кто развивался нормально, уйдут далеко вперед и будут гораздо успешнее и счастливее. И вы могли бы быть такими же, если бы родители не поощряли вашу блажь и не вбили вам в голову, что вы какие-то особенные, не такие, как все.

Все мы выросли. Все давно живем более или менее обыкновенной жизнью (гениев в моем окружении действительно не было). Насколько я знаю, эти прогнозы в ста процентах случаев не сбылись: никто никого не догнал и не перегнал.

Я тоже не могу сказать о своих нормальных одноклассниках, что все они догнали и перегнали меня. Вовсе не потому, что добилась чего-то выдающегося. Я-то, кажется, и до среднего уровня не дотянула. Но это мой средний уровень. Никто из тех «нормальных детей», на которых мне тогда полагалось равняться, меня на пути к нему так и не перегнал и перегнать не мог, как, впрочем, и я не перегнала их, потому что мы с самого начала шли разными дорогами. И если бы меня удалось в свое время заставить идти со всеми, чтобы не «опережать возраст» в чем-то одном и не отставать в другом, мне вряд ли было бы легче «смириться со своей обыкновенностью», потому что это была бы уже совсем другая обыкновенность, к которой я, вероятно, гораздо хуже приспособлена. Могла бы и не смириться в этом случае. Так тоже бывает.

Как все я была, как все. Просто мне свои все очень поздно встретились. Но если бы из меня чуть успешнее делали «нормальную», я бы с ними вообще разминулась.

На самом деле еще вопрос, что травмирует «несостоявшихся вундеркиндов» - сам факт, что большинство из них так и не дотягивает до Эйнштейна, или то, что любое более или менее заметное опережение в чем-то (то же пресловутое раннее чтение) со стороны почему-то воспринимается как самонадеянная заявка на будущие гениальные свершения, а все, что на гениальные свершения не тянет - как позорный провал.

дети, не люби мне мозги

Previous post Next post
Up