1. Разговор о самом актуальном в наши дни (благодаря премии "Букер-2010") русском слове я начну с шокирующего признания: у меня два афедрона. Не верите? Читайте дальше.
2. Начинается русский афедрон с церковнославянского перевода Евангелия от Матфея. В русском синодальном переводе слова Иисуса из Назарета звучат так: еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? (Мф. 15:17).
Как именно (да и на каком языке? По-арамейски или на иврите?) звучали эти слова в устах галилейского проповедника, мы в точности не знаем; но Матфей передал эти слова по-гречески так: εἰς τὴν κοιλίαν χωρεῖ καὶ εἰς ἀφεδρῶνα ἐκβάλλεται (т.е. "...и выходит через афедрон"). По-видимому, Кирилл и Мефодий не нашли достойного славянского эквивалента этому слову, и перевели так: во чрѣво въмѣщаатъсѧ и афедрономъ исходитъ.
3. Так афедрон, непокорённый переводчиками и непонятый народом, начал своё победное шествие по Руси.
4. Впрочем, очень скоро народ подверг афедрон простому логическому анализу. Как может извергаться вон всё, входящее в уста? Только через... ну, понятно, да? Значит, афедрон - не что иное, как... ну, в общем, то самое слово, но по-гречески.
Как мы увидим, народ жестоко ошибался.
5. Где-то около 1670 года опальный протопоп Аввакум писал своим мучителям, представителям официальной Русской Православной (Никоновской) Церкви - митрополиту Павлу Крутицкому и архиепископу Илариону Рязанскому: Разумныи! Мудрены вы со дьяволом! Нечего рассужать. Да нечева у вас и послушать доброму человеку: все говорите, как продавать, как куповать, как есть, как пить, как баб блудить, как робят в олтаре за афедрон хватать. А иное мне и молвить тово сором, что вы делаете.
Тут всё уже однозначно.
6. Как вам такое стихотворение:
По-Русски сочинять возможно чисто, плавно,
И при Неве стяжать бессмертно имя славно.
Препоны нет к тому. - Ужель единый Галл
Лавровые леса себе отмежевал?
Ужели он один ток светлый Иппокрены
Умел соединить с струями чистой Сены?
/.../
Мне скучен, надоел без доказательств крик,
Что груб, невычищен и беден наш язык;
Что нам возможно петь Царей, Героев, Бога,
Но что шутливого не достает нам слога;
Нет той веселости, той нежности в речах,
Какими славятся Певцы в других странáх;
Что длинные слова, реченья стародавни
Не могут быть легки, затейливы, забавны;
Что менее ста лет у нас поют Певцы;
Что мы наставники себе и образцы.
Бесспорно - наш язык богатый, сильный, стройный,
Всем мыслям, чувствиям и лицам всем пристойный...
Это, дорогие читатели, граф Хвостов, Дмитрий Иванович. Тот самый, чьими сочинениями, как вы помните, подтирался Александр Сергеевич Пушкин за отсутствием коленкора - благородной ткани, которую для этой цели предпочитал ЕИВ Александр I Павлович Романов:
Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.
7. Пушкина читать легко и приятно. Аввакума, впрочем, тоже. Хвостова - по вкусу.
8. А вот как вам следующий текст: в рамках ответственности городских чиновников - изготовить публичные афедроны, а из них - сточные канавы?
Меж тем именно такая надпись была найдена в 1901 году в греческом городе Пергаме, ныне оккупированном Турцией под названием Бергама. Немецкие археологи опубликовали её в 1902 году: ΟΙ ΑΣΤΥΝΟΜΟΙ ΕΠΙΜΕΛΕΙΑΝ ΠΟΙΕΙΣΘΩΣΑΝ ΤΩΝ ΤΕ ΔΗΜΟΣΙΩΝ ΑΦΕΔΡΩΝΩΝ ΚΑΙ ΤΩΝ ΕΞ ΑΥΤΩΝ ΥΠΟΝΟΜΩΝ...
"Те демосион афедронон". Я думаю, что проницательные читатели догадались, что речь идёт об отхожих местах, туалетах. Слово это, как и αφοδεύω "испражняться", происходит от приставки ἀπό "из" (апо-, превращающееся в аф-). А корень -едро- означает Единая Россия "сидячий" (ἑδράζω эдразо "усаживать"). Сидячее место для испражнения, можно сказать. Вот что имелось в виду в евангельском тексте. Ошибка в переводе возникла по понятным причинам и осталась неисправленной оттого, что слово не было известно из классических греческих текстов.
9. Я же сказал, что у меня два афедрона! Побольше, с ванной и душем, и поменьше, только с унитазом и раковиной.
10. Хоть и морщуся, да true.
Эли Бар-Яалом