Эпиграф: А пророку Самуилу задают одни и те вопросы: «Почему в продаже нет животного масла?» или: «Еврей ли вы?» (Ильф и Петров, Золотой телёнок)
Сегодня мне на почту поступил вопрос: Правильна ли информация [источник опущен. - Э.Б.-Я.], что польский национальный поэт Адам Мицкевич - еврей?
Как всегда, вопрос раскладывается на две части:
(1) Есть ли у поэта Адама Мицкевича существенные еврейские корни?
(2) Есть ли у поэта Адама Мицкевича элементы еврейского самосознания?
Ответ на второй вопрос можно найти только в произведениях поэта, и это - тема для отдельной статьи, которую я, пожалуй, писать не буду. А вот первую тему готов затронуть.
Говорят, что граф Ксаверий Браницкий утверждал, что слышал от Адама Мицкевича следующую фразу: "Mój ojciec z Mazurów, matka moja Majewska z wychrztów". То есть: "мой отец - из мазуров [т.е. исконного населения Мазовецкой области, в которой находится и Варшава. - Э.Б.-Я.], а мать, Маевска, из выкрестов".
"Из выкрестов" - то есть из крещёных евреев. И действительно, в XVIII веке многие евреи, последователи лжемессии Якова Франка, крестились. Среди них была и семья Маевских, получившая в 1768 году дворянство: по польскому обычаю, их "усыновил" шляхетский род Лабендзь ("Лебедь"), герб которого показан справа. Казалось бы, это - явное признание еврейства Мицкевича, причём со слов самого Мицкевича (если верить графу Браницкому, конечно).
Прибавим к этому происхождение жены поэта, Целины, урождённой Шимановской: она - дочь замечательной пианистки и композитора Марии Шимановской (урождённой Марианны-Агаты Воловской), которая происходит из семьи крещёных евреев-франкистов.
Получается, что еврейство автора "Пана Тадеуша" - как по матери, так и по жене - можно считать доказанным.
Здесь стоит отметить, что англоязычная 26-томная Encyclopaedia Judaica не сомневается в еврейском происхождении матери Мицкевича: "Mickiewicz's mother, descended from a converted Frankist family...". В той же энциклопедии, в статье о Франке и франкистах, указывается, что при жизни поэта (в 1838 году) в варшавской еврейской общине было "общеизвестно" происхождение Мицкевича из франкистов (т.е. евреев, пошедших за Яковом Франком).
Ивритская
Википедия также пишет об этом как о несомненном факте: "мать происходит из семьи франкистов-выкрестов".
***
Впрочем...
Впрочем, многие польские поклонники поэта очень не хотят, чтобы их любимец оказался жидом, и оспаривают это утверждение. В Польше, где почти нет евреев (я имею в виду - на польской земле; в польской земле их лежит предостаточно), слово "жид" до сих пор вызывает бурные эмоции. Что Мицкевич евреем не был, пытаются доказать разными способами.
К примеру, объявляют свидетельство Браницкого недостоверным. Тогда, действительно, фамилия "Маевска" ничего не говорит: в Польше числилось семь семей Маевских, каждая принадлежала к другому роду. Этак и генерала Май-Маевского (прототипа Ковалевского из "Адьютанта его превосходительства") можно крещёным евреем объявить! Приводят косвенные (только косвенные!) свидетельства, что родня матери Мицкевича, Барбары, дочери Матеуша и Анны Маевских, принадлежала не к роду Лабендзь, а к роду Старыконь (собственно "Старый Конь", герб изображён слева), а, значит, к Маевским-евреям не имеют ни малейшего отношения. Да и девичья фамилия бабушки со стороны матери (не поверите, но и это людям важно) - Оржешко, что для евреев вовсе не типично...
Впрочем, некоторые источники говорят, что дед поэта был не Матеуш, а Гиллель.
Впрочем, некоторые читатели этого текста сейчас наверняка думают: "а какая к чёрту разница? Как-никак, главное, чтобы человек был хороший и стихи хорошие писал".
Впрочем, некоторые другие читатели подумают, что, если эта тема добрых два столетия спустя настолько будоражит пространство, то какая-то к чёрту разница всё же есть.
***
Я не думаю, что будет правильно закончить это эссе ответом: мол, был Мицкевич евреем или не был им. Я думаю, что правильно закончить его цитатой из речи самого Адама Мицкевича, произнесённой им 27 декабря 1842 года на заседании метафизической группы "Круг Божьего Дела":
"[Надлежит] построить третий этаж Храма, первым этажом которого была иудейская синагога, а вторым является римская церковь".
Эли Бар-Яалом