Самая простая роль (Неожиданный текст)

Sep 20, 2010 17:13

Мой добрый френд raugar, который, как и я, близко к сердцу принимает творчество английского писателя профессора Дж.Р.Р.Толкина, написал неожиданную фразу:
А вот интересно, никто не пробовал вычислить задание, полученное каждым из истари от Валар, исходя из предположения, что каждый из Истари до самого конца тщательно это задание выполнял? И каждый - успешно выполнил...

Эта фраза поразила меня настолько, что моё сознание немедленно откликнулось. Кто с творчеством Толкина незнаком глубинно, или не ценит его - в общем, как сказал бы Платон, Ατολκιηνητος μηδεις εισιτω.

САМАЯ ПРОСТАЯ РОЛЬ, или Not As The Third
        Эли Бар-Яалом по идее Раугара, которому и посвящается


...С Таниквэтиля видно ясно и далеко, потому что это вовсе не гора, а состояние души - когда все Предвечные протянули друг к другу лучи внимания и общения, а ты находишься в самом центре этих лучей и видишь, что сотни друзей готовы выслушать тебя, поддержать любое твоё решение, помочь тебе, поправить тебя...

Манве улыбнулся: война предстояла тяжёлая, сложная, подумал он, но Эру свидетель - до чего же мне иногда нравится эта работа!
- Итак, - сказал он при помощи лучевой вибрации, родного языка Айнур, - есть план. Общего наступления на царство Саурона не будет: пол-Средиземья опять угробим. Вместо этого мы пошлём четверых разведчиков.
- А почему четверых? - завибрировал хорошо знакомый луч. Это был известный умник и хохмач Курумо, любимый помощник Ауле.
- Во-первых, - ответил Манве, - дай, пожалуйста, договорить. Во-вторых, если бы я сказал, что их двадцать восемь, ты бы обязательно спросил, почему двадцать восемь. Ясно?
- Допустим, - ответил Курумо.

Манве перевёл дух (где-то во Мглистых горах пронеслась снежная буря) и продолжил:
- Первый разведчик обеспечит ложный след. Он должен отправиться на восток, к естественным союзникам Врага. Саурон потратит много сил, чтобы найти следы хитроумного заговора, сплетённого нашим разведчиком при поддержке несогласных Руна и Харада, но так ничего и не найдёт, и поэтому будет продолжать искать.
- А почему не найдёт? - провибрировал неугомонный Курумо.
- А потому, - терпеливо ответил Манве, - что главным заданием нашего разведчика будет - ничего не делать! Представляете себе, насколько это взбесит Саурона?

Манве обратил свой духовный взор на одного из сотен Айнур, слушающих его, и сказал:
- Алатар! Мы решили, что это - твоя задача!
- Я бы с удовольствием, начальник, - откликнулся дух, - но Алатар - вот он, а я, наоборот, Палландо.

Смех покатился по рядам Предвечных.
Отлично, подумал Манве. Вот я и поднял всеобщее настроение, как и планировалось. Перепутать двух майар, известных в Амане как своей неразлучностью, так и особым пристрастием к светло-синему цвету, было обыкновенным делом и вызывало множество шуток. Сам всезнающий Манве, конечно, никого ни с кем перепутать не мог, но своей репутацией он дорожил не слишком: настроение друзей важнее.
- Вот и хорошо, - промолвил он. - Пойдёте оба, заодно проведёте несколько тысяч лет в хорошей компании.

Он сфокусировал внимание на другой светящейся точке. Этот дух присутствовал в разговоре, но одновременно его внимание было обращено в небо, где он указывал путь тысячам стай перелётных птиц.
- Айвендил! Айвенди-ил!
- Слышу, слышу, не глухой, - откликнулся майа, не переставая посылать путеводные сигналы журавлям, пеликанам и куропаткам.
- Ты осядешь на западе Средиземья, чуть к востоку, не слишком далеко от Мордора. Твоё задание простое: Враг использует птиц и зверей в качестве лазутчиков. Ты перехватываешь его сигналы и пересылаешь нам. Никакой активности, Эру тебя упаси. Только информация. Справишься?
- Никакой активности - это трудновато, - ворчливо ответил Айвендил, известный своей неутомимой энергией. - Но попробую, раз командир приказал.

Манве мысленно поставил ещё одну галочку в своём списке. У этой галочки оказались особо чётко вырисованные перья и когти.

Теперь оставалось две роли. Самая важная - и самая простая. Начнём с важной.
- Олорин! Ау! Где ты?

Без того, кого дети Илуватара прозвали "мудрейшим из майар", затея могла провалиться.
- Олорин! О-ло-рин!

Наконец невидимые смертным лучи внимания сместились, потеснились, и в тесно сплетённой сети возникла ещё одна точка, окрашенная мягким, серебристо-серым сиянием.
- Вечно он опаздывает, - недовольно сказал Курумо. Манве с раздражением взглянул на него, потом перевёл внимание на вновьприбывшего.
- Действительно, Олорин, мы назначили заседание - пожалуйста, включайся вовремя!
- Извини, командир, я делом занимался. Слушаю.
- На тебя, Олорин, мы решили возложить самое важное задание.
- Какое именно?
- Зло сильнее всего, когда оно под одним началом. В Первую Эпоху все силы зла были под властью Мелькора, и единственный момент его слабости был, когда Унголиант, не подчинявшаяся ему, опутала его своей паутиной. Во Вторую Эпоху Саурон властвовал над злом, и оно победило. Тебе, Олорин, надлежит стать противником Саурона - но противником необычным.

Олорин внимательно слушал, и с ним вместе слушали все валар и майар.
- Ты должен обратиться во зло.

Сотни духов одновременно вздрогнули от неожиданности.
- Твой актёрский талант понадобится напрячь до предела. В течение веков ты должен постепенно менять своё поведение от доброго, которое и ожидается от посланника Запада, в сторону самодурства, самовластия и неразборчивости в средствах. Делать ты это будешь с естественностью, так, что все приспешники Зла, ничего не заподозрив, неожиданно окажутся перед выбором: какого из злых волшебников выбирать себе в хозяева? И, наконец, силы Зла окажутся настолько разобщёнными, что сторонники Добра в Средиземье - под руководством четвёртого нашего посланника, чьё задание максимально просто, на эту роль можно вообще кого угодно назначить - смогут их разгромить хорошо продуманным ударом!

Все потрясённо молчали.
- Гениально, - прошептал наконец Олорин, но тут вмешался вездесущий Курумо.
- Не потянет он, начальник! - тоном школьного ябеды просигналил он. - Точно не потянет. Вот мы давеча, пару тысяч лет назад, пьесу Румила ставили, а Олорин был в роли главного злодея. Его, Олорина, даже эльфы освистали. У Румила в саду как раз новый фрукт созрел - помидор называется. Так они Олорина этими помидорами...

Разозлённый Манве привстал (над Гондором пролился неожиданный дождь с градом и молниями).
- Так, Курумо, - прогрохотал он. - Мне это надоело. Не хочешь, чтобы эту роль исполнял Олорин - посмотрим, как ты с ней справишься сам!
- Не греми ты так, начальник, - добродушно ответил Курумо. - Я о благе дела забочусь. Я-то как раз справлюсь.

И Курумо покинул заседание в том же направлении, куда раньше исчезли Алатар, Палландо и Айвендил.
- А мне-то что делать? - растерянно спросил Олорин. - Я тоже хочу участвовать.
- Ничего страшного, - утешил его Манве. - Четвёртую роль помнишь?
- Это которая самая простая, торчать у всех на виду в качестве главного проводника добра и света? Ни фига себе.
- Ну ты уж меня прости, - ласково проговорил Главный Вала. - Но ты ведь знаешь: на войне задания не выбирают.

20 сентября 2010

удивительное рядом, фэндом, на новый лад

Previous post Next post
Up