3. СОВЕРШЕНСТВО И ИСКУССТВО СЛОВА
О замечательных стихах иногда говорят: «искусство слова», «произведение словесного искусства» и т. п. Но, прилагая такие формулировки к пушкинскому «Я вас любил…» или к «Завещанию» Лермонтова («Наедине с тобою, брат…»), не почувствуем ли мы некоторую бессмыслицу? И напротив,
(
Read more... )
В свое время Гете (кажется) определил, так сказать, четыре стадии мастерства: "просто и плохо", "сложно и плохо", "сложно и хорошо", "просто и хорошо".
Советская литература стремилась быть простой - но мало кому удавалось писать просто и хорошо. Почему она старалась быть простой? Мне кажется, это было что-то вроде дидактической литературы - "шестью восемь- сорок восемь", "Пятью пять - двадцать пять". Ликбез - и в этом тоже. Задача такая перед литературой тогда ставилась - она должна была быть о чем-то, полезном для масс. Художественные достоинства - на втором плане, и я, если честно, перед некоторыми советскими литераторами просто преклоняюсь - именно за то, что они все-таки ухитрялись в таких условиях писать что-то, что можно читать. Как, скажем, преклоняюсь и перед некоторыми тогдашнми журналистами, которые хотя бы намеками, между строк - но доносили правду. Такие были.
В общем-то, Исаковский свою задачу выполнил. Да, это первый уровень - просто и плохо. Но большего ему и не требовалось.
Просто и хорошо было, конечно - да Вы и сами это написали. Правда, этих поэтов советскими уж никак назвать нельзя. :))))
Reply
А вообще с советской поэзией все не так просто и не так нехорошо. Вы правы насчет официоза, тот - да, был примитивен. Но у позднего Твардовского я набрал бы пару-тройку пронзительных вещей. Даже у Ошанина есть " Эх, дороги!..." (хотя циркулирует сплетня о том, что он их у кого-то купил). И между прочим, Заболоцкий считал себя советским поэтом. И в нескольких стихотворениях доказал это (например, в прекрасно написанных "Ходоках", где Ленин ест черствый крендель и проч.) И Пастернака таковым считали (не без его позволения) до определенных событий...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment