Не могу успокоиться, пока не напишу поподробнее про декрет императора Константина (в честь которого, императора, а не декрета, был назван Константинополь) и по которому исчисляется возраст общины Кёльна, самой древней еврейской общины на территории современной Германии ( краткая история общины здесь : https://imb-irj.livejournal.com/659732.html)
Декрет Константина связан с ухудшением общим экономической ситуации в Римской Империи. Вот его текст:
« Этим законом Мы позволяем призывать евреев на места в городском совете. Но чтобы не отменять полностью ранее действующие договорённости, к их утешению, Мы оставляем им привилегии, освобождать двоих или троих из них от призыва в городской совет.»
(Попытка перевода - моя). До этого декрета евреи были официально освобождены от заседания в городском совете, из-за особенностей своей монотеистической религии, а также освобождены от обязанности приносить жертвы римским богам ( самой распространённой религией в 4 в н.э. была ещё языческая римская, но, в-принципе, все религии можно было исповедовать после принятия в 313 году [Миланского эдикта]https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Миланский_эдикт). К тому же еврейская община не была заинтересована в получении власти в городе и делении властью с другими общинами. Когда же экономическая ситуация ухудшилась настолько, что всё меньшее число богатых семей были готовы занимать места в городском совете, которые требовали, кроме затрат времени, ещё и больших финансовых расходов ( а не наоборот, как сейчас), то городские советы обратились к императору с просьбой, отменить привилегию евреям, чтобы облегчить жизнь, в первую очередь, себе. Согласно декрету из сборнику законов 5 века, еврейская община была хорошо организована, владела землей и была достаточно богата, то есть все предпосылки для призыва в городской совет имелись. Император своим декретом эту просьбу удовлетворил ( с исключением двух-трёх членов общины для служения религии). Сомнительная честь, не правда ли?
Материал взят из книги «Еврейский Кёльн» автора Барбары Бекер-Якли.