LSO и Гергиев. "Жар-птица". Попытка вторая. И тоже с лирическими отступлениями.

Oct 25, 2015 00:31

Начало здесь:
http://imb-irj.livejournal.com/263219.html
http://imb-irj.livejournal.com/264311.html

Я добросовестно вооружилась раскрытой программкой, засунула за щеки очередную порцию леденцов, чтобы не кашлять, и приготовилась слушать музыку.
Самый известный фрагмент из музыки к балету, это танец Чудищ Поганых и битва Ивана-Царевича с Кощеем. Этот танец входит в оркестровую сюиту, всего их две, которая как раз чаще всего и исполняется.
Даже студия Диснея к ней обратилась и ввела её в "Фантазию 2000".
Весь балет целиком исполняется реже.

Мне пришлось один раз участвовать в его исполнении, и это оказалось не самым приятным, но чрезвычайно отрезвляющий опытом в моей жизни.
Посмотрите, какие я сделала из него выводы:
1) Стравинского играть сложно.
2) Наличие именитого оркестра автоматически не означает, что все концерты проходят удачно.
3) Наличие именитого дирижёра, дирижирующего именитым оркестром, не является гарантией удачного концерта.
4) Любому оркестру необходимо один или два "прогона" произведения целиком во время репетиционного процесса.
Концерт был очень нервозатратный, но удалось пронаблюдать, как концертмейстеры струнных групп "сомкнули ряды" и многое просто "вытащили на себе".
Поэтому...
5) Даже самые опытные оркестранты не могут до конца компенсировать небрежную работу дирижёра.

А вы знаете, что английские оркестры репетируют гораздо меньше немецких?
Обычному немецкому оркестру на концертную программу из двух отделений отпущено пять, максимум шесть репетиций. Из них только две последних - главная и генеральная, продолжаются по три часа ( с перерывом, обычно двадцать минут). Первые репетиции продолжаются два с половиной часа ( с перерывом в пятнадцать-двадцать минут. И не думайте, что это мало. Дирижёр, хорошо владеющий навыком организации репетиционного процесса, может за это время очень многое успеть, а особо изощрённый дирижёр-мучитель - превратить любой оркестр в свалку выжатых лимонов.
Из мелких садистских приёмчиков могу поделиться тремя:
1) Дирижёр поднимает руки. Оркестр подбирается, все находят нужный фрагмент в нотах, концентрируются, вступают. После трёх нот дирижёр прерывает оркестр, говорит, что это не то, и надо ещё раз с того же места. Всё чуть выдохнули, снова занесли смычки... И так несколько раз. С каждым фрагментом. Некоторые дирижёры при этом ещё печально вздыхают, укоризненно качают головой и закатывают глаза ( "боже, куда я попал"). Печально, что при этом ещё и цельного впечатления от музыкального произведения не получишь, что чревато неприятными сюрпризами на генеральной репетиции, а то и на концерте.
2) Дирижёр смотрит на часы. До конца репетиции сталось две с половиной минуты. Дирижёр просит открыть и начать играть ещё какую-нибудь часть.
3) Дирижёр начинает объяснять оркестру что-нибудь, имеющее отношение к конкретному музыкальному произведению, но при этом с видом "вам всё равно не понять".

А теперь вернёмся к Стравинскому...
Сцены балета написаны без пауз между ними, одна сцена плавно переходит в другую, и, хотя я и пыталась проследить действие по программке, где-то в середине решила просто слушать.
Конечно это было прекрасной идеей - слушать оркестр в "его зале"и главным дирижёром. В естественной среде, так сказать.

Немного о произведении.
Это всё Дягилев с компания с "Миром Искусства" и "Русскими Сезонами" в Париже! Он решил, что нужен новый балет, желательно на тему русской народной сказки.
Но так как сюжеты самых известных русских сказок были уже использованы в операх, например, Римский-Корсаков очень по этой части постарался: у него из пятнадцати опер девять на сказочные сюжеты: "Майская ночь","Снегурочка","Млада","Ночь перед Рождеством","Садко","Царская невеста","Сказка о царе Салтане","Кащей Бессмертный","Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии","Золотой петушок'
( не на сказочные сюжеты написаны остальные шесть: "Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Боярыня Вера Шелога", "Царская невеста"," Сервилия","Пан воевода").

Дягилев и Фокин же хотели какой-нибудь неиспользованный образ.
Жар птица в сказках не играет главной роли, она обычно живёт у какого-нибудь правителя в золотой клетке.
Балетмейстер Фокин вспоминал:

"Не хватало балета из русской жизни или на тему русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). Все образы народной фантазии уже пошли на сцену. Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица - самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединять различные народные сказки и сочинил по ним балетное либретто».
К работе были привлечены художники А. Бенуа, Я. Головин и Н. Стеллецкий, литератор П. Потемкин и писатель, знаток древнерусской словесности А. Ремизов. Были использованы сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе. Кроме того, Фокин ввел в либретто ночные игры и хороводы зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски» Ф. Сологуба, поставленной в петербургском «Театре на Литейном» весной 1909 года с его танцами.
Мысль заказать «Жар-птицу» Стравинскому пришла Дягилеву на концерте, где исполнялся «Фейерверк» - одно из первых сочинений молодого композитора. «У публики «Фейерверк» не имел успеха. Но и Дягилева и меня захватила эта музыка, - пишет Фокин. - Там было как раз то, чего я ждал для «Жар-птицы». Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете». Стравинский увлеченно принялся за работу в тесном контакте с Фокиным. Дягилев с труппой находился в это время в Петербурге, и композитор частями сдавал ему музыку, на которую Фокин тут же ставил танцы.
В работе над либретто Стравинский участия не принимал, потому что первоначально музыку к балету должен был сочинять Лядов.

И. Стравинский. Жар-птица
Либретто балета М. Фокина. Постановка М. Фокина. Художники А. Головин, Л. Бакст.
Первое представление: Париж, Гранд-Опера, 25 июня 1910 г.

Действующие лица балета:
Жар-птица. Иван-царевич. Царевна Ненаглядная Краса. Кащей Бессмертный. Всадник Ночи. Челядь Кащеева царства. Девушки. Юноши. Витязи.

Краткое содержание балета:

1. Вступление. Заколдованный сад Кащея и пляска Жар-птицы
В зловещее Кащеево царство, спрятанное высоко в горах и окруженное скалами, пытается проникнуть Иван-царевич в погоне за прекрасной Жар-птицей. Но высоки резные золотые решетки и каменная стена, окружающая сад с золотыми яблоками.
Пронесшийся на черном коне Всадник Ночи покрывает царство мраком, однако среди золотых яблок внезапно вспыхивает свет - над садом пролетает Жар-птица. Преодолев все преграды и оказавшись в саду, Иван-царевич хочет поймать ее, но все время натыкается на каменные глыбы. Присмотревшись, он понимает, что это витязи, которые, стремясь освободить когда-то плененных Кащеем царевен, погибли, превращенные злым чародеем в камни.
Таинственная Жар-птица летает по саду, и как только она садится на дерево и начинает клевать золотые яблоки, Иван-царевич ловит ее. Жалобы и просьбы сказочной диковины трогают сердце юноши, и он отпускает свою пленницу. В благодарность Жар-птица дарит Ивану-царевичу огненное перо и улетает.

2. Игра царевен с золотыми яблочками
Спрятав перо, царевич пытается выбраться из сада, как вдруг видит выбегающих поиграть золотыми яблоками двенадцать прекрасных царевен и прекраснейшую из них - Царевну Ненаглядную Красу. Девушки перебрасываются яблочками, и одно из них падает в кусты, где притаился Иван-царевич.

3. Хоровод царевен
Выйдя из своего укрытия и отдавая яблочко Царевне Ненаглядной Красе, он просит девушек принять его в свои игры и хороводы.
Незаметно светлеет небо, и мимо, возвещая наступление утра, проносится Всадник на белом коне. Царевич бросается вслед за убегающими в замок девушками, однако Царевна Ненаглядная Краса останавливает его: ведь если он пройдет Золотые ворота, его ждет смерть. Однако храбрость Царевича не знает границ - он разрубает решетку сада своей саблей, раздаются волшебные звоны, и в сад выбегают устрашающие своим видом слуги Кащея. Царевич вступает с ними в борьбу, однако одолеть скопище врагов не может.

4. Поганый пляс Кащеева царства
Появляется и сам Кащей Бессмертный. Увидев его, Иван-царевич плюет в лицо ненавистного старца. Разъяренный Кащей, не слушая мольбы прибежавшей Царевны Ненаглядной Красы, начинает свою казнь - превращение царевича в камень. Но тот не сдается - вспомнив о перышке Жар-птицы, он высоко поднимает его и размахивает волшебным огненным флажком. Прилетает Жар-птица и, совершая чудеса, помогает всем пленникам Кащеева царства. Сначала она вовлекает Кащея и его челядь в стремительную завораживающую пляску, а потом заставляет их погрузиться в глубокий сон.

5. Колыбельная (Жар-птица)
Иван-царевич и Ненаглядная Краса готовы бежать из страшного плена, однако Жар-птица их останавливает: надо достать и разбить яйцо, в которое запрятал хитрый старец свою смерть, объявив себя бессмертным. Жар-птица подводит Ивана-царевича к дуплу дерева, из которого юноша достает ларец, а из ларца и яйцо. Иван-царевич нажимает на него - и Кащей начинает метаться; перебрасывает из руки в руку - и Кащей летает из стороны в сторону; разбивает яйцо - и Кащей падает замертво, а потом и исчезает.

6. Исчезновение Кащеева царства. Оживление окаменевших воинов. Всеобщее ликование
Вместе с ним исчезает и поганое царство. На его месте возникает прекрасный город с храмом на холме. Оживают каменные витязи, находят своих невест. Иван-царевич объявляет своей женой Царевну Ненаглядную Красу. В сказочном граде воцаряются мир, любовь и всеобщая радость.

Содержание балета из книги «Балетные либретто»,
Изд. «Музыка», Москва, 2002

Оркестр играл потрясающе и музыкально и по качеству.
Публика сидела, не шевелясь. Я наслаждалась, одновременно наблюдая безукоризненный ансамбль и изящное и непринуждённое исполнение труднейших технически пассажей.
Но и меня вскоре музыка захватила полностью. Затопила волна радости, кашель вдруг прекратился, а в самых волнующих местах по рукам и спине бегали мурашки.
Я не помню, когда это было со мной в последний раз!
Это было так прекрасно, что мне даже сложно выделить какие-то подробности.

Публика тоже была в полном восторге от исполнения, кричали, устроили стоячие овации, бесконечно вызывали дирижёра.

Единственное, о чём я сожалела, что в прекрасном ( должна отметить - с удобнейшими креслами) зале Барбикан-Центра для слушателя нет возможности сидеть сзади за оркестром, видя лицо дирижёра и его жестикуляцию в подробностях.

А на следующее утро в Национальной Портретной Галерее:


Балерина Тамара Карсавина в роли "Жар-птицы".
О концертном зале "Барбикан-Центра" и других концертных залах Лондона подробнее вы можете прочитать здесь, у многоуважаемого bgershman : http://bgershman.livejournal.com/82106.html

Ещё немного о "Жар-птице", а так же цитаты М.Фокина здесь:http://www.belcanto.ru/ballet_firebird.html

Оркестр, lso, Стравинский, barbican, Концерт, Гергиев, Лондон

Previous post Next post
Up