Подземно-минная борьба в ходе Первой мировой войны

Jan 28, 2014 18:58

«Джентльмены, мы изменим географию»

("Der Spiegel", Германия)
Кристоф Гункель (Christoph Gunkel)



Кратер одного из зарядов сегодня

Гигантский кратер, растерзанные горы - во время Первой мировой войны войска Германии и союзников прокладывали километровые туннели, чтобы заложить в них тонны взрывчатки. Это была рискованная стратегия, последствия которой заметны и сегодня.

7 июня 1917 года, за полчаса до самого страшного взрыва в истории Первой мировой войны, было странно тихо. Как позднее рассказывали очевидцы, светила полная луна. Недалеко от бельгийской деревушки Месен даже пели соловьи. Все это казалось чудом, ведь в этих местах, на Западном фронте у Ипра, немцы и британцы несколько лет вели тяжелую борьбу за каждый квадратный метр. Вокруг старого торгового города, как и в Вердене, в ходе позиционной войны пали сотни тысяч солдат. Но сейчас, когда рев оружий стих, пели птицы, и Месен казался самым мирным местом на земле.

Немцев нервировала неестественная тишина. Они пускали световые ракеты для прояснения ситуации, подозревая, что что-то затевается. Только вот, что?

В 3 часа 10 минут 11 британских офицеров дали ответ на этот вопрос. В своих бункерах они отдали приказ поджечь 19 минных снарядов общим объемом 420 тонн аммонала. Земля задрожала, линия фронта Месена внезапно превратилась в цепь вулканов. Тонны камней и клочков земли летели в ночное небо Бельгии.



В 20 километрах к северу, в Лилле, взрывы разбудили французского профессора геологии Шарля Барруа (Charles Barrois). Он позднее рассказывал, что сначала подумал, будто произошло землетрясение и, опасаясь повторных толчков, спешно начал одеваться. На улицах Лилля он увидел немецких солдат, которые бегали в панике. Взрыв почувствовали, наверное, в самом Лондоне. Историки, в частности, бельгиец Франки Бостин (Franky Bostyn) позднее говорили, что это был самый сильный взрыв в мировой истории до Хиросимы.

Взрыв был результатом минной борьбы, чудовищной тактики, применявшейся в ходе Первой мировой войны. И он был не единственным. Все стороны прокладывали вдоль вражеских линий километровые туннели, чтобы взорвать врага. Минеры противников порой оказывались так близко к своим врагам, что те могли их без труда вычислить. Разразилась тяжелая борьба. При помощи небольших снарядов штольни противника разрушались, под завалами оказывалось большое количество рабочих туннелей.

Это была жестокая, чудовищная военная тактика, которая применялась даже высоко в горах. На высоте 2400 метров, на горе Кол-ди-Лана в Доломитах, борьба продолжалась на протяжении нескольких месяцев, ее позже назвали «кровавой горой». Наверху в окопах сидели австрийцы, внизу раздавались выстрелы итальянской артиллерии. Их действия не имели успеха до того момента, пока они не решили тайно проложить туннель в гору и заложить туда взрывчатку. «Не могу поверить - гора раскололась!», - сообщил очевидец 17 апреля 1916 года. «Три огромных языка пламени!».

«Гора задрожала, будто вот-вот рухнет»

О драме, последовавшей за этими событиями, позднее эмоционально писал австрийский командир Антон фон Чурченталер (Anton von Tschurtschenthaler):

«Тех, кто находился в пещере, тут же отбросило со своих мест. Гора задрожала, будто вот-вот рухнет. Все вскочили, направились к выходу, но все было тщетно. Груды скал и другие обломки завалили вход. Мы оказались заблокированы. Через небольшую оставшуюся дыру до нас доносились грохот и треск катившихся камней и обломков пород, шум вражеской артиллерии, крики о помощи искалеченных, скатившихся в пропасть солдат».

Спустя некоторое время кислорода стало меньше, началась паника. Чурченталер мог сохранить дисциплину только тем, что говорил, что застрелит каждого, кто не будет его слушать. Но вскоре и сам командир вынужден был признать, что он сдается. Когда он со своей оставшейся группой выползал из пещеры, он испугался при виде взорвавшейся горы.

«Куда не взглянуть, везде было только опустошение, весь склон был грудой камней. Наши старые оборонительные линии были искарежены до неузнаваемости. Там, где проходили окопы, образовался глубокий кратер, который за секунды лишил жизни 150 человек».

Чудесное спасение

И несколько недель спустя, 1 июля 1916 года, британцы верили в успех своей минной тактики. Очевидцы недоумевали - в небе образовалось огромное облако из частиц земли, которое поднялось на высоту 1200 метров над землей в результате взрыва двух находящихся под землей снарядов со взрывчаткой весом 27 тонн. В результате взрывов образовался крупнейший кратер в ходе войны - 91 метр шириной и 21 метр глубиной. В нем оказались заживо похоронены сотни немцев. Точные цифры жертв неизвестны.

Но взрыв привел и к стратегическим осложнениям. Приближавшееся наступление союзников не было больше внезапным, были предупреждены и находящиеся вдалеке соединения. К концу дня британцы потеряли 60 тысяч человек. Но они все еще придерживались своей идеи.

Под командованием генерала Джона Нортона-Гриффитса (John Norton-Griffiths) англичане с 1915 года усиленно набирали минеров для специальных операций в туннелях и отправляли их на фронт, в том числе, многих в Месен. Пожалуй, минная борьба нигде не проходила более ожесточенно, чем здесь. Более года продолжались работы, до того как туннель глубиной до 35 метров не дошел до воды. Некоторые части его обрушились и уже заложенные мины были засыпаны. Работа минеров продвигалась очень медленно, кроме всего прочего им приходилось быть постоянно готовым к вражеской атаке. За один только июнь 1916 года немцы подожгли 126 небольших снарядов, британцы - 101.

Регулярно разыгрывались драмы, наподобие той, что произошла 10 июня. Однажды 12 рабочих туннеля оказались в ловушке, когда немцы обрушили штольню. Ущерб был таким большим, что англичане вскоре потеряли надежду найти живыми своих товарищей. Спустя четыре дня они вырыли 12 могил на кладбище. Через 6,5 дней они сумели добраться до оказавшихся под завалами солдат. Чудом один из них оказался живым, его могила так и осталась открытой.



«Джентльмены, мы изменим географию»

В начале мая 1917 года командир запланированной наступательной операции Герберт Пламер (Herbert Plumer) сообщил соединениям о точной дате поджигания минных снарядов - 7 июня 1917 года. Сейчас необходимо было рыть туннель еще быстрее, еще активнее. Некоторые части были еще далеки от цели. Часть кабеля была проложена за несколько часов до взрыва, а две мины были вычеркнуты из плана, потому что находились слишком далеко от центра атаки.

«Джентльмены, возможно, завтра мы и не напишем новую страницу истории, но абсолютно точно изменим географию», - сказал Пламер своим солдатам за день до операции. Он был прав. В результате взрыва образовался рельеф с воронками, будто из первобытных времен - самая крупная из них представляет собой сегодня небольшое озеро.

«Самый чудовищный вид, который я когда-либо видел», - написал военный репортер о взрыве. Все вокруг загорелось красным светом. Сразу за взрывами союзники из всех орудий начали стрелять по дезориентированному противнику. Несколько часов спустя они завоевали часть фронта вокруг Ипра. Более 7 тысяч немцев попали в плен, до 10 тысяч числились пропавшими без вести. Большая их часть стала жертвами взрыва.

Жертвы собственных снарядов

Несмотря на прорыв, вскоре выяснилось, что минные снаряды не были чудодейственным средством и попадали также в своих солдат. «Было ужасно, я уже был практически погребен», - писал британский солдат через два дня после взрыва своему брату на Родину. Большей критики он себе не позволил и добавил только, что генерал Пламер похвалил всех за успешную операцию.

И, тем не менее, минная борьба оказалась слишком дорогостоящей и тяжелой, чтобы можно было ее вести до окончания Первой мировой войны. С 1917 года от этой тактики начали постепенно отказываться. Месенская операция стала последним крупным актом минной борьбы во время войны.

На протяжении 38 лет Месен не попадал на страницы газет, до того как 17 июля 1955 года там не прогремел взрыв. Взорвалась одна из мин от 7 июня 1917 года, возможно, взрыв произошел в результате удара молнии. Где точно находятся другие мины, до сих пор неизвестно.

Оригинал публикации: Mineneinsatz im Ersten Weltkrieg "Gentlemen, wir werden die Geografie verändern!"
http://www.inosmi.ru/world/20140125/216861412.html#ixzz2rgTtyfkn

Фотографии - http://war-only.com/krupnejshie-vzryvy-pervoj-mirovoj-messina-i-monblan.html

Трейлер фильма «Ниже холма 60», посвященного знаменитому взрыву.

image Click to view

виды войск, Великобритания, сражение, самые-самые, операция, Бельгия, Европа, Германия

Previous post Next post
Up