Мухаметов Р.С. Роль публичной дипломатии в формировании международного имиджа России

Apr 21, 2010 19:50



Сведения об авторе: Мухаметов Руслан Салихович - ассистент кафедры теории и истории политической науки факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького (г. Екатеринбург). Научные интересы: мировая политика, внешняя политика России, политические процессы и отношения в России, политическая регионалистика.

Аннотация: Статья посвящена имиджу России за рубежом. В работе рассмотрены основные пути и механизмы формирования позитивного международного имиджа страны. Автор внес некоторые уточнения в определение публичной дипломатии. В статье излагаются основные программы продвижения благоприятного образа России за рубежом. Автор приходит к выводу, что создание эффективно действующей системы публичной дипломатии позволит России обеспечить свои национальные интересы.

Роль публичной дипломатии в формировании международного имиджа России




Необходимость построения благоприятного международного имиджа государства является одной из наиболее актуальных и важных задач. Как считает К.С. Гаджиев, имидж страны представляет собой важнейший капитал, способствующий укреплению геополитического статуса государства на мировой арене, обеспечению его безопасности, защите и продвижению национальных интересов [1]. Позитивный имидж страны - это важный инструмент, который открывает ей доступ в сообщество цивилизованных демократических государств, международное бизнес-сообщество. Объективный имидж страны позволяет формировать устойчивую морально-психологическую среду, благоприятную для интеграции государства в мировое пространство, обеспечения ей достойного места в структуре мировых экономических отношений и адекватной имеющемуся потенциалу роли в мировой политике. Международный имидж государства помогает закреплять политические успехи на мировой арене, выстраивает нужный ассоциативный ряд практически любому внешнеполитическому действию государства. Направленное использование международного имиджа влечет за собой формирование выгодных общественных мнений, обеспечивающих достижение национальных интересов страны.

Формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую государством внешнюю и внутреннюю политику относится к сфере публичной дипломатии. Это доведение до международной общественности и разъяснение зарубежной аудитории достоверной информации об основных направлениях государственной политики государства, его официальной позиции по значимым событиям внутриполитической и международной жизни. Целью публичной дипломатии является создание благоприятных условий и обеспечение поддержки общественного мнения зарубежных стран конкретным акциям данного государства на международной арене.

Термин «публичная дипломатия» был введен в научный оборот деканом Школы права и дипломатии Университета Тафта Эдмунтом Галлионом (Edmund Gullion) в 1965 году. Классическое определение публичной дипломатии включает «программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах» [2].

Публичная дипломатия часто ассоциируется с внешнеполитической пропагандой. По мнению В.А. Кононенко, «в отличие от пропаганды главное в публичной дипломатии - не только донести свою точку зрения, но и выстроить доверительные отношения с аудиторией» [3]. Публичная дипломатия стремится достичь доверия у зарубежной аудитории через аргументированное изложение и разъяснение внутренней и внешней политики государства, честный и открытый диалог. Кроме того, публичная дипломатия апеллирует к интеллекту, разуму, в то время как пропаганда основана на лжи, фальсификации и взывает к эмоциям. В отличие от традиционной дипломатии, которая работает с органами власти зарубежного государства, публичная дипломатия имеет дело с зарубежной аудиторией.

Публичная дипломатия включает в себя подготовку информационных материалов, в том числе печатной (журналы, книги), аудио- (радиоголоса) и видеопродукции о стране и их распространение за рубежом по дипломатическим каналам и в глобальной сети Интернет.

Имиджем страны за рубежом до недавних пор в России никто всерьез не занимался. Впервые этот вопрос был поднят в Концепции внешней политики, утвержденной президентом 28 июня 2000 г. В Документе на передний план была выдвинута задача доведения до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества [4].

Отправной точкой для активизации деятельности по улучшению имиджа России можно условно считать выступление В.В. Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России 12 июля 2004 года. Он заявил, что представления о России в мире далеки от реальности, что  нередки случаи «спланированных кампаний по дискредитации нашей страны», и  поставил перед российскими дипломатами задачу по формированию благоприятного образа нашей страны за рубежом [5].

В течение последних нескольких  лет при участии или под патронажем государства разрабатывается и реализуется большое количество проектов в рамках программы по формированию положительного имиджа России за рубежом. Так, в декабре 2005 года начал работать первый российский информационный телеканал Russia Today, ведущий круглосуточное вещание на английском языке. 4 мая 2007 года был запущен российский новостной телеканал Русия аль-Яум (с араб. - Россия сегодня), вещающий на арабском языке. Он транслируется на страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Важную роль в информировании зарубежной общественности о ситуации в России и в мире выполняет англоязычный журнал Russia Profile, который информирует о политических, экономических и культурных процессах, происходящих в современной России.

Российским имиджем за рубежом занимаются и Trendline`s Russia («Российские тренды») - приложения, которые размещаются в ведущих иностранных газетах с целью информирования о позитивных изменениях, имеющих место в России, и создания у зарубежного читателя таким образом позитивного образа России. Первый выпуск состоялся 15 ноября 2006 года в американской газете Washington Post, а 16 ноября - британской Daily Telegraph [6].

В настоящее время в мире работает множество радиостанций, вещающих с целью оказания воздействия на страны, находящиеся за границей того государства, которому принадлежит та или иная радиостанция. Самыми крупными считаются BBC World Service (Всемирная служба Би-би-си), Voice of America («Голос Америки»), Radio Free Europe/Radio Liberty («Радио Свободная Европа\Радио Свобода»), Deutsche Welle («Немецкая волна»), Radio France International (Международное французское радио) и Voice of Russia («Голос России»). «Голос России»  - государственная радиостанция, осуществляющая вещание на зарубежные страны из России. Она транслирует программы на 38 языках.

На протяжении всего постсоветского периода не прекращались попытки выработать и предложить миру позитивный имидж России. На данный момент основным содержанием информационного обеспечения внешней и внутренней политики России за рубежом является содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой [7]. Д.А. Медведев в беседе с ведущим «Итоговой программы НТВ» Кириллом Поздняковым от 26 июля 2009 года заявил, что образ России должен быть образом современного и сильного государства, прагматичного, сдержанного, в то же время способного сказать своё слово в международном контексте [8]. Таким образом, российские власти стремятся создать представление о России как о цивилизованной стране с рыночной экономикой, последовательно осуществляющей демократические преобразования и поддерживающей общечеловеческие ценности, но заявляющей о своем праве иметь собственное слово в вопросах международной безопасности и умеющей отстаивать национальные интересы.

Наличие серьезных проблем с международным имиджем является для России данностью. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного опроса, проведенного по заказу Би-би-си международным центром изучения общественного мнения GlobeScan со штаб-квартирой в Торонто и Программой по изучению отношения к международной политике (PIPA) университета штата Мэриленд. Исследование проводилось с 21 ноября 2008 года по 1 февраля 2009 года путем телефонного опроса 13575 респондентов в 21 стране. Число тех, кто считает, что Россия играет в мире отрицательную роль, составляет 42%. Лишь 30% считают наоборот. Россия находится в рейтинге на пятом месте с конца, опережая лишь Иран (55% и 17%), Пакистан (53% и 17%), Израиль (51% и 21%) и Северную Корею (48% и 20%). Хуже всего к России относятся Германия - 70%, Франция - 66%, США - 64%, Турция - 64%, Великобритания - 55%, Испания - 55% и Канада - 54% [9].

Несмотря на определенные успехи, достигнутые всеми заинтересованными министерствами и ведомствами страны в сфере информационного обеспечения внешнеполитического и внешнеэкономического курса России, в этом направлении предстоит сделать еще немало. В рамках публичной дипломатии Россия должна развивать собственные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до иностранных граждан, обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, поддерживать деятельность российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. Кроме того, опыт информационного обеспечения внешнеполитических акций ведущих  государств мира говорит о целесообразности создания специального государственного органа управления, функции которого заключались бы в определении стратегии и тактики информационного обеспечения внешней политики, а также в координации деятельности государственных органов управления страны в указанной выше области. Так, 3 февраля 2010 года Д.А. Медведев подписал распоряжение «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова».

Таким образом, создание эффективно действующей системы публичной дипломатии позволит России должным образом обеспечить свои национальные интересы, прочные и авторитетные позиции в мировом сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Гаджиев К.С. Имидж как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 6.
2. Wolf Ch. Jr., Rosen B. Public Diplomacy: How to Think about and Improve It. URL: http://www.rand.org
3. Кононенко В.А. Создать образ России? // Россия в глобальной политике.  2006. Т. 4. № 2. С. 195.
4. Концепция внешней политики России от 28 июня 2000 года. URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 3.03.2010).
5. См.: Выступление Путина В.В. на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России от 12 июля 2004 г. URL:  http://www.kremlin.ru (дата обращения: 2.03.2010).
6. Имидж России подправят печатью // Коммерсантъ. 2006. 18 октября. С. 2.
7. Концепция внешней политики России от 12 июля 2008 года. URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 13.07.2008).
8. См.: Беседа Дмитрий Медведева с ведущим «Итоговой программы НТВ» Кириллом Поздняковым от 26 июля 2009 г. URL:  http://www.kremlin.ru (дата обращения: 27.07.2009).
9. См.: Россия упала в глазах других стран. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7873000/7873561.stm (дата обращения: 1.03.2010).




2010 - Эволюция образа России

Previous post Next post
Up