День назад я уже
рассказывал, как китайская малитражка белорусской сборки лихо прорвалась в Магадан по трассе «Колыма» в разгар лютой колымской зимы. Главный редактор белорусского журнала «Большой» Дмитрий Новицкий и фотограф Антон Шелкович планируют за месяц завершить путешествие по маршруту Минск-Магадан-Минск. Лично меня, как коренного магаданца, естественно, заинтересовали их впечатления о колымской трассе и городе Магадане. Благо белорусские путешественники ведут подробные дневники на сайте bolshoi.by. Сегодня послушаем, что думают о Магадане смелые белорусы. Заранее скажу, что их магаданский фоторепортаж мне очень понравился. Правда, с одним замечанием - в Магадане есть люди, которым нравится тут жить постоянно и они не собираются отсюда никуда уезжать, например, это я))
Слегка поиздержавшись в пути, экспедиция прибыла в Магадан. Здесь мы максимально осознали, что такое «ирония судьбы». Это когда пять дней не мылся, приезжаешь в гостиницу, заселяешься - и только потом слышишь: «У нас горячую воду отключили, несколько дней воды не будет». Хотя разве это проблема: электрочайник, ковшик, тазик - и снова свеж, как молодой редис.
Магадан - странный город. Странный тем, что интернет в ХХI веке здесь на вес золота: золота в округе много, а оптоволокна на материк нет. Вся связь через спутник, поэтому отправка фотографий - это долгий и упорный труд, а закачать видео можно только по блату: выделенные линии есть у ФСБ, Сбербанка и еще каких-то разведчиков, которым очень надо.
Один из самых крайних и забытых городов империи. Это чувствуется хотя бы потому, что каждый житель мечтает уехать в центр, где жизнь проще, дешевле и теплее.
- Ни один житель не строит в этом городе долгосрочных планов. 5, 10, максимум 20-25 лет - и отсюда нужно уезжать. Так думает каждый магаданец, поверь, - рассказывает мне местный гид, но!
Глядя на кислые лица, разговаривая с людьми, я не понимаю их пессимизма. Если прилетел сюда из московской «Крыши мира», тогда да, вокруг все серо и безысходно. Но если зашел в Магадан с трассы «Колыма», зашел с -50 ночью и -42-44 днем, зашел со стороны брошенных поселков и многих сотен километров пустоты - ох, как в Магадане хорошо. Здесь тепло, всего -7 в день нашего визита. Здесь люди, здесь магазины, рестораны, АЗС. Здесь с нашей карточкой «Альфа-Банка» ты король всего живого, ты можешь все. А там, на трассе «Колыма», одиночество, пустота и холод.
Магадан - прекрасная колония живых людей на многие сотни и тысячи километров вокруг.
Поэтому расслабляемся, ходим в -7 в наших спецодеждах Picture, смотрим достопримечательности. Вот мамонт: когда-то здесь в окрестностях они бродили. Плюс шерстистые носороги, этих животных до сих пор находят в мерзлоте.
«Маска скорби» - монумент, посвященный всем жертвам колымских лагерей. Внутри - одиночная камера, точная копия той, из 30-х. Ночью «Маска скорби» выглядит трагичнее.
«Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключенных. Итог: никто из «зэков», охранников и овчарок не пережил Колымской зимы. Из заключенных второй очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го, зиму пережил каждый 50-й. «Счастливее» оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило. Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство Колымской трассы и других дорог, речных портов, аэродромов, поселков и «столицы» лагерного края - Магадана».
Магадан. Прижался к Охотскому морю, это и дает ему возможность жить. По морю в круглогодичный порт доставляют грузы, море не дает городу замерзнуть зимой. Там, на трассе, -50. В Магадане -7. Но Охотское море, в котором «на глубинах около 50-150 метров находится промежуточный холодный слой воды, температура которого не изменяется в течение года и составляет около -1,7 °C», летом замораживает Магадан.
- Лето? Да какое у нас лето, - говорят магаданцы. - +12-13 месяца полтора - и все, снова холода.
Поэтому горожане ноют и хотят уехать все как один.
А нам - экзотика, красиво. Можно посмотреть на ледокол, можно посмотреть на корабли.
Опять же, Охотское море - красота. Но магаданцы неизменны.
- Красиво, красиво… Понимаешь, отсюда уехать невозможно. Билет Магадан - Москва сейчас стоит 16-17 тысяч рублей, туда-обратно получается около 30 тысяч. Это хорошая средняя городская зарплата. Морем никуда не уплывешь, пассажирских перевозок нет. По земле тоже особо не поедешь - мы не такие больные, как вы, чтобы по трассе «Колыма» кататься. Поэтому варимся тут в этой красоте…
Дорогие авиабилеты - бич России. Как только в стране появятся лоукосты, как только закипит внутренний туризм, как только 100-200 долларов туда-обратно в любой уголок станут явью, как только появятся хостелы за 10-15 долларов - Россия станет совсем другой страной.
В 1968 году в Магадан в гости к другу Игорю Кохановскому приезжал Владимир Высоцкий. После этой поездки появилась песня «Мой друг уехал в Магадан».
Мы же по заявкам зрителей включаем «бытовую» часть. Главная достопримечательность Магадана, на мой взгляд, в ценах. В Якутске я кряхтел, сетовал на цены. Как только свернул с трассы «Амур», они сразу же выросли. Бензин на материке заливал по 32-35 рублей за литр, в Магадане - по 50-53!
Хлеб в Магадане стоит 38,50. В Красноярске, где пишутся эти строки, похожий стоит около 22 рублей. 38,50 - это около 9100 белорусских рублей. 22 рубля - это плюс-минус 5000 рублей.
48,50 стоит кефир, это 11 507 белорусскими рублями. В Красноярске кефир стоит 30-40 рублей, 40 - это 8500 белорусских рублей.
Масло попроще стоит 182,50 рубля за 1 кг (43 299 белорусских рублей) и 223 рубля за 0,5 кг подороже - это 52 908 нашими.
Виноград - 507 рублей - 120 290 белорусских рублей. Самая волнующая белорусов позиция, вырезка свиная, стоит 420 рублей за 1 кг - 99 649 белорусских рублей.
Это дорого, на материке сильно дешевле.
Но не цены главное в Магадане: во всем городе словно повисло ощущение одиночества и заброшенности. Город хорошо жил в советские времена, когда развивались золотые прииски.
- Во время СССР, как сейчас принято говорить, была «движуха». А сейчас люди уезжают из Магадана, город стагнирует. Сколько сейчас живет? Около 100 000 человек? Так их с каждым месяцем становится меньше. Заброшенные поселки и города видел по трассе? Все сюда перебрались. А отсюда мечтают выехать на материк. Много надежд у нас было связано с Наталкинским месторождением: хорошо стартануло, в город пошли деньги. Но сейчас заглохло все: по слухам, Наталкинское специально «обваливает» одна группировка, чтобы купить подешевле. Скорее бы купили и начали разработку, хоть жизнь в Магадане пойдет вверх.
Пока еще в бухту заходят корабли. Магадан сидит без хорошего интернета, но как-то живет, если это можно назвать жизнью. А дальше как? Господа мультимиллиардеры, инвестируйте в Магадан: город без денег пропадет.
Спасением могли бы стать туристы, и мы снова возвращаемся к теме недорогих авиабилетов. Виды - супер. Сопки - класс. Взял снегоход, поехал, крабы, морская капуста и т.д. Но с такими ценами на билеты Магадану туристов не видать.
Магадан. Столица одиночества России.
Click to view
Прощаемся с городом, выходим на трассу «Колыма». Впереди 11 000 км до Минска.
Но пока первые 2000 км до Якутска, и, перечитав предыдущую часть, я понял, что нагнал страху о трассе «Колыма». Если все грамотно рассчитать, не торопиться и ехать осторожно - все будет очень класс. По дороге в Магадан мы заправлялись из канистр. По дороге обратно, изучив расположение редких АЗС, обошлись без дозаправки «с рук». Ночевки тоже можно рассчитать: мы журналисты, идем без графика и медленно, фотографируем, отвлекаемся - поэтому и спим в машине. А если очень постараться, то можно запланировать и ночевки по трассе «Колыма». Обратитесь в Министерство туризма Якутии, там помогут.
Есть, конечно, сложности у «Колымы»: например, езда за грузовиком. Когда и как его обгонять, не совсем понятно. Но терпение, аккуратность, хладнокровность - и все будет хорошо.
Когда дым от грузовика рассеивается - ты видишь красоту.
Эту дорогу нужно включать в список культурных ценностей ЮНЕСКО и запретить ее модернизацию и ремонт.
Интересных и сложных трасс на свете много. Но чтобы 1500-2000 км неописуемой красоты - такого я нигде не видел. Ощущений добавляет мороз: едешь, словно Кай к Герде, складывая слово «вечность» из осколков льда. Простая деталь: без перчаток в -50 ехать невозможно - мы так и не поставили второе лобовое стекло, поэтому из ветрового дышит холодом, пальцы сильно мерзнут на руле. Начинаешь понимать одиночество космонавта в абсолютном холоде: мы - точка, лишь маленькая точка тепла на огромном одеяле холода. Здесь, на нынешней трассе «Колыма», геолог однажды замерз в июне, комментарии излишни.
Источник