Тайна свободы

Jul 09, 2012 16:21

                                                        


Секрет свободы состоит в том, что Бог разрешил каждому из нас стать как дьяволом, так и святым. Путь открыт в обоих направлениях, а потому если в мире есть святые, то должны быть и дьяволы. Не будь вторых, не было бы и первых. Отсюда и возможность зла.

Аллах сказал в Коране:

إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُوماً جَهُولاً

«Инна ʻаразна ль-аманата ʻаля ссамавати ва ль-арди ва ль-джибали фаабайна ан йахмильнаха  ва ашфакна минха ва хамальха ль-инсану иннаху кана залуман джахула».

«Воистину, Мы предложили аманат (то есть нечто, передаваемое в доверенность) небесам, земле и горам, но они отказались его понести и устрашились его; и понес его человек, ведь был он несправедливым, неведающим» (33: 72).

Согласно тафсиру, под аманатом - то есть имуществом, собственностью, которое Бог передает в доверенность - здесь подразумевается вилаят Ахль уль-Бейт. Аят говорит, что если взвесить вилаят Аллаха на весах небес, земли и гор, то окажется, что они не имеют возможности выдержать его тяжесть. Только человек способен на это, при том, что в отношении к собственной душе он был «несправедливым», а в отношении к исходу этой доверенности - «невежественным». Сотворение небес и земли величественнее творения человека, но они не имеют готовности держать бремя вилаята.

Хранение вилаята есть, таким образом, амр аманати - доверенное дело Бога, и за несохранение его ждет кара и вечная гибель. Человек сам по себе был лишен знания и справедливости («был он несправедливым, неведающим»), но поскольку он согласился понести вилаят, Аллах дал ему то и другое - знание и справедливость, - чтобы он приобрел вечную жизнь через них и имел возможность подняться выше ангелов - через следование руководству тех, кого Он поставил. (См. об этом, например, тафсир «Аль-Мизан», толкование соотв. аята).

Возникает вопрос: почему Бог доверил хранение вилаята такому существу, которое есть залум и джахуль - несправедливое и неведающее? Ответ состоит в том, что эти свойства залум и джахуль именно потому и имеются у данного существа, что оно может быть справедливым и знающим. А иначе почему о небесах и горах не говорят, что они «несправедливые, неведающие»? Именно потому, что они не могут обладать противоположными качествами справедивости и знания. Поскольку человеку присуща свобода, он способен к движению в противоположные стороны - как вверх, так и вниз, и одно не существует без другого. Если бы не было возможности «вниз», не существовало бы и возможности «вверх».

Таким образом, тайна вилаята теснейшим образом связана с тайной человеческой свободы и совершенства - ибо всё зло сотворено и существует только для того, чтобы обеспечить возможность достижения совершенства, которое и воплощает собой Вали. Если бы не было Шимра, не было бы и Имама Хусейна (А). Стоит посмотреть на историю Имамов (А) - эту поразительную до последних мелочей историю, - чтобы данный аспект стал очевидным. 

Ислам и шиизм, философия, Единобожие, ирфан и мистика, имамат

Previous post Next post
Up