Цикл лекций
Лекция 1: Вали, руководство, тайна Аллаха, Имам Реза (А)
Вилаятом называется система руководства творением, установленная Богом. В этой системе на вершине находится Аллах, ниже его - Пророки и Имамы (вали, мн. число - авлия), под ними - обычные люди. При этом вот это срединное звено, то есть Пророки и Имамы, ведет людей по прямому пути к Богу, то есть гарантирует спасение и рай. Это и есть посредничество, связующее небеса и землю воедино.
Коранический аят вилаят говорит:
إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ
«Воистину, вашими вали (руководителями) являются Аллах, Его Посланник и верующие, что выстаивают молитву и дают закят, преклонившись» (5: 55)
Все мусульмане согласны, что под этими "верующими" подразумевается Али (А), и далее его потомки. Обратим внимание, что Коран не говорит: «Вашим вали является только Аллах» - он устанавливает определенную систему посредничества, в виде Пророка, Али и его потомков (мир им всем!).
В другом месте Коран говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повинуйтесь обладателям власти среди вас» (4: 59).
Выражение «улю аль-амр» можно переводить как «обладатели власти», и как «обладатели повеления», и как «обладатели дела», потому что слово «амр» имеет несколько значений.
Улю аль-амр - это, разумеется, Ахль уль-Бейт, Непорочные Имамы (А) из рода Пророка (С). С этим снова согласны и шииты, и сунниты. Аят говорит, что эти улю аль-амр выполняют определенное «дело» среди людей, они поставлены как наместники, как исполнители «повеления», «приказа» - кого? Приказа Бога, конечно. То есть Бог поставил их среди людей как реализаторов Своего «дела», Своего «приказа», Своего «повеления». В этой связи они, конечно, наделены определенной силой, мощью, властью над творением. Осуществляют ли они это независимо, отдельно от Бога, есть ли их сила независимая от Бога сила? Конечно, нет, потому что их рабство, служение у Бога является абсолютным, и их сила (кувва) - это Его Сила, данная Аллахом сила - кувват Аллах.
Итак, этот аят, как и первый из тех, что мы привели, снова говорит о Системе Аллаха: сначала - Аллах, потом - Посланник (С), потом - Имамы (А). Сам Аллах создал такую иерархию, такую систему руководства и управления творением.
Уяснив этот момент, идем дальше. Аллах поставил определенную Систему, которая называется вилаятом и где на вершине находится Он Сам, под ним - Пророк (С) и Имамы (А), то есть Ахль уль-Бейт (А), а под Ахль уль-Бейт - мы, обычные люди. В этой Системе Ахль уль-Бейт (А) дана определенная власть, даны сильные полномочия, дана особая близость к Творцу. При этом они не перестают быть Его рабами (абд), но это - избранные рабы, ради которых был создан весь мир.
Об этом говорит аят суры «Йа Син»:
وَكُلَّ شَيْءٍ أحْصَيْنَاهُ فِي إِمَامٍ مُبِينٍ
«Ва кулла шай-ин ахсайнаху фи Имамин мубин» - «И Мы сочли всякую вещь в очевидном Имаме» (36: 12).
То есть Имам - это не просто человек, который лучше других людей, - он есть своего рода концентрат творения, шифр, в котором «записана», «сочтена» всякая вещь, что была, есть и будет.
Также об этом читаем в аяте Татхир (Очищение):
إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيراً
«Воистину, Аллах желает удалить от вас скверну, Ахль уль-Бейт, и очистить вас полностью» (33: 33)
Из всего этого мы делаем вывод: в земном мире присутствуют люди, духовно, онтологически более высокие, чем мы. Они обеспечивают нашу «привязку» к высшему миру, являются мостом между двумя мирами, осуществляя циркуляцию потоков и информации между ними. Иначе смысл религии был бы утрачен. Ислам не является индивидуальной религией, чтобы кто-то говорил: я признаю Аллаха и поклоняюсь Ему сам по себе, я точно знаю, как это правильно делать (как Умар сказал умирающему Пророку (С) - «Нам достаточно Корана», - то есть нам не нужен вали, не нужен вилаят Али и Ахль уль-Бейт, достаточно Корана). Необходимо знать своего руководителя, который ведет людей к Богу.
Дело вали, тот амр, который он исполняет - это отношение с Богом. Основа действий Непорочных (А) есть служение и посредничество перед Истиной. Одним из измерений их амра, их повеления и дела, которое возложено на них Господом по отношению к тварному миру, является тайна Аллаха (сирр Аллах). Поэтому понимать дела вали, вроде восстания Имама Хусейна (А), мирного договора Имама Хасана (А) или хиджры Имама Резы (А), имеющих отношение ко всей человеческой истории и оставляющих в ней решающий след, - понимать эти действия без принятия во внимание отношений Непорочных с Творцом и тайнами Творца, неверно.
В коранической суре «Кахф» приводится история Пророка Моисея (А) и его учителя, имя которого там не указано, но которого в соответствии с преданиями принято отождествлять с Хизром - таинственным невидимым, вечно живым праведником, возможно пророком, чьи следы зарастают травой. Моисей, встретившись с Хизром, становится свидетелем трех его действий, в каждом из которых содержится сирр мин асрари илахи - тайна из тайн Бога. И поскольку Моисей (А) не принимает во внимание это измерение сирр - тайны Бога, - он не выдерживает вес этих действий и начинает возражать.
Сначала Хизр (А) проделал дыру в судне, и Моисей (А) говорит: «Ты его продырявил, чтобы потопить находящихся на нем? Ты совершил дело удивительное!» Тогда Хизр отвечает: «Разве я тебе не говорил, что ты не в состоянии будешь со мной утерпеть?» Потом Хизр (А) убивает встречного юношу и, наконец, чинит стену, не взяв за это платы.
Смысл данного повествования в том, что если человек не увидит внутренность (батын) того дела, которое выполняет вали Аллаха (руководитель от Аллаха) на земле, и будет обращать внимание только на его внешнюю сторону, он не смирится и станет возражать.
Так же как некоторые сподвижники протестовали против переселения Имама Резы (А) в Иран. Так же как многие не понимали действий Имама Хусейна (А) и спрашивали: «Зачем ведешь детей и женщин в Кербелу?» Действительно, если сегодня кто-то из нас, например, отправится на встречу с мафией, разве он возьмет с собой жену и детей? Тогда почему Имам Хусейн (А) сделал это?
И вот Хизр (А) начинает излагать перед Моисеем (А) тайну, гайб (сокрытую часть) своего дела - то, что было видно ему, но не видно его ученику. Он говорит: знай, что эти корабли отнимал местный тиран, и я проделал дыру в одном из них, чтобы он достался народу. Затем я убил этого юношу, потому что он был испорченный, грешный, и мог испортить своих праведных родителей. Действительно, если ангел Исраил каждый день забирает тысячи жизней, то почему вали Бога не может забрать жизнь одного человека, зная о значении и смысле этого дела? Наконец, под стеной находился клад, закопанный отцом двух сирот из этого селения, который по праву принадлежит им, и я поступил так, чтобы они его отыскали.
Также и смысл того, почему Имам Хусейн (А) отвел женщин и детей в Кербелу, сегодня, спустя полторы тысячи лет, для нас очевиден: иначе кто донес бы до людей правдивый рассказ о происшедшем? То есть Имам (А) заранее знал, что мужчины погибнут там, и что доносить истину придется женщинам и детям.
Таким образом, тайны дел Непорочных (А) приоткрываются для нас, обычных людей, только через десятки и сотни лет. И сегодня, в эпоху Сокрытия, в которую мы живем, откуда мы знаем тайны и глубины этого Сокрытия - в чем они состоят? Они прояснятся тогда когда придет сам Худжжат. Один из наших великих ученых встретил Сокрытого Имама (да ускорит Аллах его приход!) и не узнал его. Они заговорили о Сокрытии, и тот стал жаловаться, что Имам долго не приходит. И тогда он услышал фразу: «Это не в моих руках».
Таким образом, задача людей состоит в том, чтобы подчиняться вали своего времени, даже не понимая тех тайн, которыми он руководствуется в своих действиях. А это задача настолько трудная, что в риваяте говорится: никто не может беспрекословно подчиниться вали из Ахль уль-Бейт (А), кроме малак мукарраб, приближенных ангелов (а не всяких ангелов), наби мурсаль (пророк из посланников, а не всякий пророк) и абду имтихан Аллах кальбу лиль-иман (раб, чье сердце Аллах испытал верой). То есть такой человек, сердце которого проверено и закалено самыми различными ситуациями.
Так, после смерти седьмого Имама Казыма (А), который очень много страдал от тирании халифов своего времени и почти всю жизнь провел в застенках и темницах, его сын Имам Реза (А) принял наследие халифата от Мамуна. И многие его сторонники возражали: как же так, как может он принять узурпаторский халифат, если его отец погиб от рук этого самого халифата?
Но посмотрим, почему Имам Реза (А) это сделал. Предложение Мамуна принять халифат понятно: Ахль уль-Бейт (А) были очень популярны в народе (после шахадата Имама Хусейна (А) эта популярность была неослабевающей, и их авторитет - огромным), и вот Мамун думает: дам ему власть, чтобы он потерял авторитет у масс, и чтобы народ говорил - он стремится к ближнему миру и является политиканом. Вторая причина: Мамун желал укрепить свою власть, привлекая к ней Имама Резу (А) и прикрываясь его авторитетом. И третья цель: вызвать расхождения и смуту среди шиитов.
Что же делает Имам Реза (А)? Когда Мамун предложил ему принять халифат, он находился в Медине. Три раза Мамун присылал ему предложение, и три раза он отказывался ехать в Иран (в Мерв, столицу халифата), до тех пор пока Мамун не прислал своих головорезов, которые должны были или привести Имама (А), или убить его, о чем они и поставили его в известие. Но тем самым Имам (А) дал понять, что он принимает это предложение вынужденно, не по своей воле. Далее, уезжая, он отдает приказ жене и детям оплакивать себя, сказав, что не вернется из этой поездки.
Сначала Мамун предложил ему принять весь халифат целиком. Имам (А) дал знаменитый ответ: «Если этот халифат есть твое право, данное тебе Богом, то как ты можешь отдать его кому-то другому? А если этот халифат не твое право, то как ты можешь отдать то, что не принадлежит тебе?» Тогда Мамун стал настаивать, чтобы он стал его престолонаследником. Имам (А) сказал: хорошо, но при условии, что я не буду вмешиваться ни в какие дела правления. Таким образом, он всем дал понять, что не причастен к преступным делам этой власти.
Поехав в Иран и приняв предложение Мамуна, Имам (А) сделал два важнейших дела, последствия которых стали ясны только столетия спустя, но не могли быть понятны людям того времени. Во-первых, он подготовил почву для распространения шиизма в Иране, который тогда являлся целиком суннитским, а сегодня является целиком шиитским - и именно вследствие этой поездки Имама Резы (А). Во-вторых, он распространил познание Имамата и Ахль уль-Бейт (А). До Имама Резы (А) наука Ахль уль-Бейт (А) и их вилаят были достоянием немногочисленной шиитской элиты, но именно после него они стали проникать в народные массы. То, что произошло по дороге Имама (А) в Иран, поразило Мамуна. Огромные толпы в каждом городе выходили встречать его караван, а в Мерве его прибытие вызвало демонстрацию невообразимого количества восторженных людей, приветствовавших своего Имама. Именно тогда у Мамуна стали зреть планы отравления Али ибн Мусы (А).
После этого Мамун собирает ученых из разных городов, в надежде на то, что хотя бы один из них одержит верх над Имамом (А) в научном споре, и его превосходство упадет перед учеными, а в народе станет известно о его некомпетентности. Но никто из евреев, христиан, огнепоклонников, сабиинов, брахманов-индусов, атеистов, представителей материалистических учений или мусульманских сект не смогли победить Имама (А) и заставить его принять свои аргументы. Он сказал: «Тогда, когда я повергну последователей Моисея, евреев, приводя доказательства из Торы, когда одержу победу над христианами, приводя аргументы из Евангелия, над обладателями Псалтыря, ссылаясь на Псалтырь, над сабеями на их древнееврейском языке, а над ахменидами - на их древнеперсидском, когда людям Писания приведу аргументы, используя их стиль слова, когда повергну каждую группу, отразив их доказательства, и когда откажутся они от своих убеждений и признают правоту моих слов, тогда Мамун поймет, что не достоин места, которое занимает». Этот диспут имел большое значение для распространения шиизма, потому что носил публичный характер, и все присутствующие там потеряли лицо.
После того, как планы показать научную некомпетентность Имама (А) провалились вслед за намерением политически его скомпрометировать, Мамун принял окончательное решение убить его. Али ибн Муса (А) знал об этом. Ночью Имам Реза (А) увидел во сне своего деда, который призвал его к себе. Он вызвал слугу и объяснил, что завтра будет отравлен, и дал детальные распоряжения по поводу своих похорон. Шахадат Имама Резы (А) приходится на последний день месяца сафар 203 года лунной хиджры. Тогда ему было 55 лет. Его святое тело похоронено в Машхаде, Иран.
Покойный аятолла, марджа ат-таклид Гульпайгони был известен удивительными способностями: каждый, кто прикасался к его руке, получал исцеление. Не существовало исключений: только одно его прикосновение излечивало самые тяжелые заболевания, против которых врачи были бессильны. Один его ученик, который сейчас сам является марджа ат-таклид, спросил: "Откуда вы получили такие способности"? Тот привел следующую историю: «В свое время я жил и учился в Машхаде, рядом с харамом Имама Резы (А). И вот на протяжении сорока лет я каждое утро спешил на открытие харама, чтобы стать первым, кто в этот день сделает зиярат к Имаму (А). Однажды я сам тяжело заболел, и болезнь была неизлечимой. И вот я, находясь в больничной палате, сел в сторону харама и сказал: “О, Имам Реза! Сорок лет я первым приходил, чтобы навестить тебя. А что ты сделаешь для меня?” Вдруг я увидел себя посреди роскошного, неземного сада. В середине сада на троне восседал Имам Реза (А). И я увидел, что он протянул мне розу. Я подошел, прикоснулся к этой розе, и в тот же миг снова вернулся в палату. После этого моя болезнь прошла, и я обнаружил, что любой человек, к которому я прикасаюсь тем местом на кончиках пальцев, которые дотронулись до розы Имама Резы (не его руки, а только цветка, который держала его рука!), моментально исцеляется». Потом он добавлял: «Сначала их исцеление было мгновенным, сейчас прошло много лет, и чтобы добиться эффекта, мне надо прочитать дуа».
Вот это истинное положение, которое занимает в системе творения вали.