Шейх Ахсаи об Ибн Араби

Oct 21, 2013 11:38




Краткий конспект статьи из ежегодника «Ишрак»:

Истина состоит в согласии с 14 Непорочными (А), ложь - в несогласии с ними. Всякая попытка толковать Ислам в несогласии со словами Имамов (А) является куфром. Мерилами истины являются Коран и хадисы от Ахль уль-Бейт (А).

Ибн Араби допускал высказывания, которые можно понимать в том смысле, что он стоит выше Печати Пророков (С), шиитов считал свиньями, а Фараона - спасенным. Причислял Умара к числу непорочных, о чем никогда не заявлял ни сам Умар, ни кто-либо из суннитов. А также считал его наряду с Абу Бакром, Усманом и Мутаваккилем обладателями внешнего и внутреннего халифата (при том, что Мутаваккиль запретил зиярат Имама Хусейна, отрубал руки его паломникам и приказал перекопать землю Кербелы).

Шейх Ахсаи полагал, что попытки выдать такого человека за шиита свидетельствуют о всяком забвении любого шиитского знания людьми, пытающимися сделать это. Многие воззрения Ибн Араби противоречат ключевым положениям Ислама. Ибн Араби, исходя из своего «видения» говорит, что даже Биляль Хабаши стоял выше Пророка (С). В книге «Геммы мудрости» Ибн Араби пересказывает свой сон и толкует его таким образом, что он является печатью святых, при этом намекая на то, что его положение выше положения Печати Пророков (А).

Шейх Ахсаи говорил, что Ибн Араби надо называть не «Оживителем религии» (Мухии дин), а «Умертвителем религии» (Мумиту ддин).

Шейх Ахсаи был уверен, что Божественная сущность непознаваема, ибо для познания необходимо, чтобы познающий и познаваемое были однокоренными вещами, тогда как между Аллахом и творением нет ничего общего: они не соучаствуют даже в бытии. Тем самым полностью опровергается доктрина «вахдат уль-вуджуд» - «единство бытия». Бытие Бога отличается от бытия творения тем, что противоположность второго - то есть небытие творения - можно представить, тогда как небытие Бога непредставимо. Следовательно, бытие Бога не имеет ничего общего с бытием творения, и разницу между между этими двумя видами бытия нельзя свести к различию в интенсивности.

Таким образом, Бог и тварь не соучаствуют ни в чем, и утверждение о единстве бытия Бога и бытия творения - ложно.

Познание Бога сводится к познанию Его атрибутов, которые сотворены и не принадлежат к Его самости. Эти атрибуты проявляются на разных стоянках Мухаммада и его рода. Они являются необходимым звеном в цепочке нисхождения милости со стоянки божественного желания (машийа) на остальную тварь. Всякая милость, будь то бытие твари или еще что-то, творится и оказывается Богом посредством Мухаммада и его рода. Четырнадцать Непорочных (А) являются окнами в другие миры, и всё, что может проявиться в этом мире из тех миров, проявляется через них. В наше же время всякое божественное предопределение снисходит на этот мир посредством Скрытого от глаз Повелителя времени.

Постичь мир таким, каков он есть, - значит постичь положение Имамов (А). Поскольку Ибн Араби отказался от их посредничества, это означает, что всякие его притязания на познание истины ложны в самом их корне.

Полный номер "Ишрака" тут: http://iph.ras.ru/ishraq3.htm

Ислам и шиизм, философия, ирфан и мистика, полемика

Previous post Next post
Up