Коран передает, что пророк Ибрахим (А) обратился к Господу с тремя молитвами, ответ на которые предопределил священную судьбу человечества до Судного Дня.
Первая молитва - о пророчестве.
Вторая молитва - об имамате.
Третья молитва - об Али (А).
Коран не прост для понимания: в водовороте символов и намеков скрываются вещи, которые с первого взгляда совершенно не видны, однако они-то и наделены чрезвычайной важностью.
Когда Ибрахим (А) построил Каабу, он обратился к Аллаху со следующей просьбой:
«И вот, Ибрахим воздвиг основы Дома, и Исмаил: “Господь наш! Прими от нас, ведь Ты, поистине - Слышащий, Знающий!
Господь наш! Сделай нас предавшимися Тебе и из нашего потомства - общину, предавшуюся Тебе, и покажи нам место нашего поклонения, и обратись к нам, ибо Ты - Обращающийся, Милосердный!
Господь наш! Воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине - Великий, Мудрый!» (2: 127-129).
Итак, Ибрахим (А) просит воздвигнуть праведную общину из своего потомства и из этой общины произвести такого посланника, который доведет человечество до совершенства. Это просьба о Печати пророков (С). Ответ на нее содержится в другом месте, в суре «Собрание»:
«Хвалит Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле, - Царя, Святого, Славного, Мудрого! Он отправил среди неграмотных людей посланника из них; он читает им Его аяты, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя прежде они были в явном заблуждении» (62: 1-2).
В другом месте также говорится: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них, который читает им Его аяты, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя прежде они были в явном заблуждении» (3: 164).
Ответ на мольбу (дуа) Ибрахима (А) дан в этих двух аятах. И каким образом дан! В суре «Собрание» он начинается с пяти имен Бога, а в суре «Семейство Имрана» - со слов: «Аллах уже оказал милость верующим».
Итак, в первом дуа Ибрахим (А) просит о будущем явлении Печати пророков (С) из своего потомства, который доведет человечество до совершенства. И получает ответ.
Это первое дуа.
Второе касается имамата. В том же самом отрывке суры «Корова», где сказано о строительстве Каабы, говорится:
«И вот, Господь испытал Ибрахима повелениями и потом завершил их. Он сказал: “Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом”. Он сказал: “И из моего потомства?” Он сказал: “Не объемлет завет Мой несправедливых”» (2: 124).
Имамат является той степенью, которой Ибрахим (А) достиг после трудных испытаний - как, например, оставление жены и сына одних в пустыне, не имеющей растительности и пищи, принесение в жертву Исмаила (А) и попадание в огонь Нимруда, - и после минования ступеней пророчества (нубувват), посланничества (рисалат) и «друга Аллаха» (хуллат). Только после этого Аллах сказал: «Я сделаю тебя для людей имамом». Ибрахим (А) увидел эту степень настолько великой, что пожелал ее для своих потомков. Аллах сказал: «Не объемлет завет Мой несправедливых».
В этом последнем предложении Всевышний говорит, что только непорочный (маасум), очищенный от всех грехов может быть имамом.
Нет сомнения, что Ибрахим (А) не просил имамат для всех своих потомков, ибо невозможно, чтобы друг Аллаха попросил у справедливого Господа имамат для несправедливых людей. Он попросил имамат для справедливых из них; однако эта просьба охватывала и тех, кто в прошлом совершал несправедливость. Ответ же Всевышнего состоял в том, что на эту просьбу не будет ответа относительно тех, кто когда-либо в своей жизни совершал несправедливость, но имамат ограничен только очищенными и непорочными.
Итак, ответ на первое дуа Ибрахима (А) говорит о явлении посланника из его семени, ответ на его второе дуа сообщает о грядущем приходе имамов из его потомков, но не всех, а только очищенных от грехов.
Безусловно, сообщая нам о молитвах Ибрахима (А) и Своих ответах на них, Аллах желает сказать нам нечто предельно важное, наделенное исключительным значением. Ибрахим (А) выступает здесь строителем, закладывающим фундамент великого здания будущего. Его молитвы, обращенные к Господу миров, - это строительные кирпичи.
Третье дуа Ибрахима (А) звучит так:
وَاجْعَل لِّي لِسَانَ صِدْقٍ فِي الْآخِرِينَ
«И сделай для меня язык правды (лисана сидкин) для последних (поколений)» (26: 84).
Ответ на эту просьбу Ибрахима (А) дан в 50 аяте суры «Марьям»:
وَوَهَبْنَا لَهُم مِّن رَّحْمَتِنَا وَجَعَلْنَا لَهُمْ لِسَانَ صِدْقٍ عَلِيّاً
«И Мы даровали им от нашей милости и сделали для них языком правды Али» (19: 50).
В том, что данный аят является ответом на просьбу Ибрахима (А), не может быть никаких сомнений ни для одного муфассира Корана, потому что в обоих аятах совпадает даже форма глагола - «джаала» («делать»), как и выражение «лисану сидкин» («язык правды»).
О том, что обычный перевод 50-го аята суры «Марьям» как: «и Мы даровали им от нашей милости и сделали для них язык правды высоким», является неверным на основании смешении имени «али» и прилагательного «али», мы уже подробно писали
в другой статье.
Ибрахим (А) просит Аллаха сделать кого-то из своих потомков «языком правды» после себя, то есть среди последующих поколений. Аллах отвечает на его просьбу и делает этим языком Али (А) - «великого правдивого», подлинного сиддика.
В «Шавахиду ттанзиль» суннитского автора Хакима Хаскани (том 1, С. 462) читаем:
قال رسول الله صلى الله عليه وآله : ليلة عرج بي إلى السماء حملني جبرئيل على جناحه الأيمن ، فقيل لي : من استخلفته على أهل الأرض ؟ فقلت خير أهلها لها أهلا : علي بن أبي طالب أخي وحبيبي وصهري يعني ابن عمي . فقيل لي : يا محمد أتحبه ؟ فقلت : نعم يا رب العالمين . فقال لي : أحبه ومر أمتك بحبه ، فإني أنا العلي الأعلى اشتقت له من أسمائي اسما فسميته عليا ، فهبط جبرئيل فقال : إن الله يقرأ عليك السلام ويقول لك : إقرأ . قلت : وما أقرأ ؟ قال : ( ووهبنا لهم من رحمتنا و جعلنا لهم لسان صدق عليا
«Посланник Аллаха сказал: в ночь, когда я был вознесен на небо, Джабраил понес меня на своем правом крыле. И он спросил меня: “Кого ты выбрал своим преемником (халифом) среди обитателей земли?” Я сказал: “Лучшего из ее обитателей - Али ибн Аби Талиба - моего брата, возлюбленного и сына моего дяди”. И было сказано мне: “О, Мухаммад! Ты любишь его?” Я ответил: “Да, о Господь миров!” И Он сказал мне: “Люби его и прикажи своей умме любить его. Ибо Я - Высокий, Высочайший (алийун, ааля) - произвел его имя из Своего имени и назвал его Али (Высоким)”. И (потом) спустился Джабраил и сказал: “Твой Господь приветствует тебя и говорит: Читай!” Я спросил: “Что читать?” Он сказал: “И Мы даровали им от нашей милости и сделали для них языком правды Али”».
Что же касается шиитских источников, то шейх Садук передал от Имама Садыка (А), что в этом аяте имеется в виду имя повелителя верующих Али («Камаль уд-дин», том 1, С. 139), и этот хадис является достоверным.
То же самое передал Али ибн Ибрахим от своего отца от Имама Хасана Аскари («Тафсир Кумми», том 2, С. 51).
Также в известном «Дуа нудба» («Молитва плача») от Имама Садыка (А), которое шииты читают по пятницам, сказано, что «язык правды», который установил Аллах, - это Али (А).
Итак, Ибрахим (А) просит о нубуввате, имамате и «языке правды» среди своего потомства - и каждое из этих дуа получает ответ в соответствующем месте Корана. Обратите внимание: речь идет только о потомстве Ибрахима, авраамическом семени!
«Скажите: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся”.
А если они уверовали в подобное тому, во что вы веровали, то они уже нашли прямой путь; если же они отвратились, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них: Он - Слышащий, Знающий» (2: 136-137).
Каким же образом, прочитав эти аяты и сопоставив их друг с другом, можно отрицать Имамат потомоков Ибрахима от Мухаммада (С) и верить в такую невиданную глупость, как обрыв священного преемства пророческого рода и переход имамата к неким узурпаторам, не осененным священным авраамическим ореолом, - будь то «праведные халифы», «омейяды», «аббасиды», «османы», «имамы четырех мазхабов» и прочие самозванцы, никак и ничем не выделенные в религии Откровения?! Только отрицающий пророческую миссию всех пророков может отвергать то, о чем просил Ибрахим (А) - «отец единобожия» - относительно своих потомков, то есть отвергать Завет Ибрахима со своим Господом.
В религии Единобожия дело обстоит так, что руководство в ней было доверено определенному Роду, выделенному над всеми людьми и соединяющему небеса и землю воедино
Мы даровали роду Ибрахима Книгу и мудрость,
и даровали им великую власть» (4: 54)
Это аят можно рассматривать как сводный ответ на все дуа Ибрахима (А). Различие между шиитами и «суннитами» состоит в том, что последние отвергают «великую власть» этого рода после Мухаммада (С); шииты же говорят, что она будет длиться до Судного Дня. По суннитской версии получается так, что пророчество и имамат передавались в авраамическом роде из поколения в поколение до Мухаммада (С) - этого они не отрицают, - но вот после Мухаммада (С) это преемство почему-то оборвалось, и на место священного Рода пришли различные случайные люди, самим Господом никак не обозначенные. То есть получается так, что вот эта сияющая нить непрерывно тянулась через поколения, народы и эпохи в течение тысячелетий, неся с собой прямое руководство и свет, а вместе с Мухаммадом (А) вдруг случился некий обрыв в бездну, некая катастрофа, пресечение всякого сакрального преемства. Последний Пророк (С) умер, никого не назначив наместником, и выбор руководства остался на произвол самих людей: они обречены спорить и воевать из-за него до Судного Дня. Очевидно, «сунниты» так любят Последнего пророка (С), что отказывают именно ему в том, в чем не отказывают другим пророкам - в преемстве их рода после них. Только закрыв глаза на свидетельства Корана, Сунны и разума, можно следовать этой версии. » (2: 136-137).
Почему так произошло? Объяснение - там же (приведем с комментариями от Имама Бакира):
«Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута (то есть Абу Бакра и Умара) и говорят ради неверующих: “Эти следуют более верным путем, чем верующие” - Они говорят имамам заблуждения, призывающим в Огонь: “Вы следуете более прямым путем, чем род Мухаммада”.
Они - те, кого проклял Аллах, а кого проклял Аллах, тому ты не найдешь помощника.
Или же они обладают долей власти? - то есть имаматом и халифатом. - Будь это так, то они не дали бы людям даже выемки на финиковой косточке. - мы (род Мухаммада) те люди, о которых здесь сказал Аллах.
Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? - мы те люди, которым завидуют за то, что Аллах даровал нам имамат, который не даровал никому из Своих творений - Мы даровали роду Ибрахима Книгу и мудрость, и даровали им великую власть - то есть: Мы сделали из рода Ибрахима посланников, пророков и имамов. Так как же они признают это за родом Ибрахима и отрицают за родом Мухаммада?
Среди них есть такие, которые уверовали в него, и такие, которые отвернулись от него. Довольно того пламени, которое в Геенне!» (4: 51-55).
(Тафсир «Бурхан», том 2, С. 240).
Еще раз вернемся к суре «Корова»: «А если они уверовали в подобное тому, во что вы веровали, то они уже нашли прямой путь; если же они отвратились, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них: Он - Слышащий, Знающий» (2: 137).
«Они» - то есть люди этой уммы, «вы» - то есть семя Ибрахима, наделенное Заветом с Аллахом через его мольбы, и среди них - Али, Фатима, Хасан и Хусейн (А), как об этом сказано в хадисе от Имама Бакира (Тафсир «Бурхан», том 1, С. 339).
То есть: если они уверовали в путь Ибрахима (А), доведенный до совершенства Печатью Пророков (С) и имаматом его потомков - тем имаматом, относительно которого Аллах заключил с Ибрахимом завет! - то «они уже нашли прямой путь», а если они отвратились, «то они в расколе», то есть - в куфре, неверии.
И дальше идет удивительный аят: «Окраска Аллаха! А кто лучше Аллаха окраской? Ему мы поклоняемся» (2: 138).
В этом мистическом аяте использовано слово «сибгат», которое является производным от глагола «сабага» - «красить, погружая во что-то», и буквально переводится как «краска» или «окраска».
Священное руководство, вилаят этого избранного Рода погружает верующих в особую сакральную «окраску», делая их верующими в полном смысле этого слова. Разумеется, речь идет об окраске не тел, но сердец. От Имама Садыка (А) передано о данном аяте: «Он окрасил верующих через вилаят в Завете» (Тафсир «Бурхан», том 1, С. 339).
«А кто отвратится от религии Ибрахима, кроме того, кто оглупил свою душу? Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников» (2: 130).