Единство бытия ( вахдат аль вуджуд) - священная доктрина Ислама?

Jul 20, 2013 20:27

                                                                      

Оригинал взят у ahmad_al_jafar в Единство бытия ( вахдат аль вуджуд) - священная доктрина Ислама?
Вахдат аль Вуджут - Единство Бытия. Некоторые называют данную «идею» внутри Ислама «священной доктриной». Её позиционируют как неотъемлемую часть вероучения имамов (ас) относительно сущности Бога. К ней обращаются как к фундаменту политических решений и идеологий. Она многогранна, и обретя своих сторонников, проникает во все сферы религии, меняя убеждения практически на прямо противоположные. Так что же это за идея? Что стоит за « священной доктриной единства бытия»?

Своими корнями, данная концепция, уходит в индийскую философию адвайты и напрямую проистекает из богословских концепций шиваизма. Впервые недвойственность ( единство бытия, вахдат аль вуджуд), был сформулирован как система взглядов Шри Ади Шанкарачарьей в VIII в. н. э. Собственно это отправная точка проникновения данной системы в Ислам, а именно в персидский суфизм. Собственно сузив философские размышления Шанкары. Можно сделать вывод относительно данной системы: я человека это иллюзия, существует только Бог. Отсюда все тварное, я человека и т.д.- является выражением Бога, Его самовыражением внутри Себя.

Сравним с концепцией суфизма, в котором «недвойственность» является основным понятием таухида: в очень простом изложении, для суфиев Таухид подразумевает, что все явления выражают единую реальность, или Вуждуд (бытие), которое в действительности является Аль-Хак (Истиной, Богом). Сущность Бытия/Истины/Бога лишена какой-либо формы или качества, и следовательно, непроявлена, но всё же неотделима от каждой формы и каждого явления, материального или духовного. Часто это понимается таким образом, что каждое явление есть аспект истины, но в то же время было бы неверно считать его действительно существующим. Главная цель всех суфиев - отпустить все понятия дуализма (в том числе и о своём отдельном я) и осознать божественное единство, которое и считается истиной.

Как видим, аналогичность воззрения на лицо. Каким же образом вахдат проник в персидский суфизм? Вопрос довольно таки интересен. Известно что уже ранние наставники суфизма, как например Руми, писали и высказывали идеи вахдата, в частности согласно Руми: то, что люди воспринимают как дуальность, на самом деле является вуалью, скрывающей реальность Единства бытия. «Все желания, предпочтения, привязанности и нежные чувства, которые люди питают к самым разным вещам», пишет он, являются вуалью. Он продолжает: «Когда человек выходит за пределы этого мира и видит Господа (Бога) без этой „вуали“, тогда он понимает, что все эти вещи были „вуалями“ и „покровами“, и что на самом деле он искал Единого». Вуали, или дуализм, тем не менее существуют для определённой цели, утверждает Руми. Если бы Бог, как божественная единая сущность всего бытия, явственно предстал бы перед нами, мы не смогли бы этого выдержать и тотчас перестали бы существовать как индивидуумы.

Концепция иллюзорности бытия и индивидуальности была известная суфиям уже 13 века.

Следы проникновения учения о вахдате в персидский суфизм, следует искать в истории арабских завоеваний на территории Индии. Ислам проник в северо-западную Индию во времена арабский завоеваний. Население долины Инда (современный Пакистан) полностью приняло ислам в 9-11 веках. Население п-ова Индостан и долины Ганга ислам ещё не затронул, хотя прибрежное население знакомилось с исламом через арабских купцов. Влияния ислама были незначительны до 1001 г., когда Махмуд Газни совершил набеги на субконтинент, разрушил Сомнатх и захватил Пенджаб. Известно что представители тарикатов занимались даваатом на территории Индии, а в виду своей богословской некомпетентности, поддавались проникновению философских идей адвайты и чайтаньизма .

Действительно ли «вахдат аль вуджуд» является родным богословским воззрением для Ислама?

Сейид Садык Ширази на тему "вахдат аль-вуджуд" (единства бытия):

Идеология "вахдат аль-вуджуд" (единство бытия) - есть не что иное, как полнейшая противоположность Исламу. Это - чистый куфр, вне зависимости от вариантов толкования этой идеологии. Нет никакого единства между творением и Творцом.

Мы заявляем так, потому что нет ни одного упоминания от Пророка (С) или Пречистых Имамов (А) об аутентичности этой концепции. Если бы эта концепция была верна, то половина "аль-Кафи" была бы посвящена ей и её пояснению, две трети "Бихар аль-анвар" были заполнены упоминаниями о ней. Но нет же, вместо этого в наших книгах мы находим заявление за заявлением, пояснение за пояснением, опровергающие подобное убеждение. Люди, пытающиеся доказать нам, что эта идеология является исламской, похожи на христиан, заявляющих, что "троица" - это то, чему учил Иисус Христос (А).

Двенадцать непорочных правителей от Аллаха много раз отклоняли подобные убеждения как неисламские и критиковали последователей подобных убеждений. Все эти хадисы и пояснения, опровергающие ложное убеждение, имеются в наших книгах. Вы можете прочитать это в "Нахдж аль-баляга", в "Таухиде" шейха Садука, в "Бихар аль-Анвар" Маджлиси. У нас также есть слова Истинного Таухида в многочисленных дуа от Имамов (А). На протяжении многих веков Имамы, а следом за ними шиитские учёные опровергали учение "Вахдат аль-вуджуд" как учение Иблиса, который поклялся, что будет сбивать человека с истинного пути.

Данная концепция не является чем-то новым. Её основу можно проследить в древнеиндийской религии, верованиях позднего доисламского Ирана, а также в древнегреческой философии. Аббасиды приложили немало усилий для перевода философских трактатов с греческого языка на арабский и распространения их среди мусульман, дабы отдалить их от Истины Ахль аль-Бейт (А).

Идеология единства бытия абсурдна и противоречит Откровению. Если бы у нас не было хадисов от Ахль аль-Бейт (А), то достаточно нам слов Аллаха: "Нет ничего подобного Ему" (42:11). Многие мыслители в течение многих лет рассуждают о Творце, но все эти рассуждения в совокупности не могут охватить Его Сущность. Любая мысль, которую способен постичь разум, не относится к Аллаху. Именно поэтому Аллах говорит: "Нет ничего подобного Ему".

В своей книге "Инсан-э-камиль" шейх Муртаза Муттахари пишет: "Некоторые из приверженцев ирфана и "вахдат аль-вуджуд" на определённом этапе своего пути заявляют, что они Бог..."
Таким образом, мы можем заключить, что последователи этой идеологии сбились с пути Ислама и Ахль аль-Бейт (А) и встали на путь заблуждения. Суфии, арифы, "шиитские учёные", разделяющие доктрину единства бытия, на самом деле отказались от Таухида и покинули прекрасную и чистую от заблуждений религию Ислам.

В конце хотелось бы заметить, дабы не быть предвзятым или однобоким, идея недвойственности, в том или ином виде встречается и в христианстве ( в текстах испанских мистиков, таких как Иоанн от Креста, Тереза Авильская, и в трудах Экхарта ) и в иудаизме ( особенно в каббализме), как и в ряде языческих верований. По существу данная идея не является чем то самостоятельным и само собой разумеющимся и самовытекающим из вероучения данных религий. В большей мере это всегда продукт мистического опыта, который как известно вне рамок Откровения, а по существу являющий собой альтернативу Откровению. Стоит призадуматься, мы имеем Коран, сунну пророка(С) и имамов (ас), зачем же нам еще и параллельный мистический опыт? Кто же пытается достучаться до нас через уста впавших в транс мистиков, предлагая иной путь и иное откровение, как альтернативу уже данному нам? На вопрос пусть ответит себе каждый самостоятельно…

Ислам и шиизм, Единобожие, ирфан и мистика, религии

Previous post Next post
Up