Oct 16, 2013 11:17
Реальность есть там, где есть вера в реальность. Иначе это «действительность», которая близка к виртуальной реальности. А это - как бы сон наяву. И тут я должен сказать, что объявление этой реальности чем-то мнимым, иллюзорным - во имя истины чего-то трансцендентного - ведёт к обесцениванию реальности. «Бегство в трансцендентное» - свойственное религиям. «Нет правды на земле! - восклицает Сальери, реальность лжёт, она во многом мнимая, - всё так! Но ты то должен привнести правду - чтобы она на земле была. И только в твоей борьбе с ложью, только при свете этой правды - перед тобой не действительность как нечто данное извне, а реальность. Итак, непросто «вера в реальность», но вера в правду, в истинность этой реальности - которая не сама по себе возникла, а тобой добыта. То, что просто видишь - ещё не реальность! И тем паче не реальность то, что видишь на экране. Ты в этом не живёшь! Ты на углы не натыкаешься, ты о твёрдость и неподатливость вещей шишки не набиваешь. Эта реальность не экзистенциальна.
И тут я вдруг понимаю смысл призыва: Смирись, гордый человек! С чем смиряться? С ограниченностью твоих сил и возможностей, равно как и твоей ситуации, с твоей обусловленностью этой ситуацией, твоим «местом в бытии», которого ты не выбирал, в которое ты «заброшен» судьбой. Вот раньше у человека была судьба - нечто необратимое. Сегодня судьбы нет. Хотя две точки судьбы всё же остались неизменными: родился - и умрёшь. Но судьба, рок - это в античной трагедии! По мере же эмансипации человека - исчезает главное: необратимость. Между тем, именно необратимость и свидетельствует в максимальной степени о реальности! Я человек - и не могу быть ни обезьяной, ни облаком. В древности духи, способные быть «всем», «оборотни» - страшили. Быть кем угодно - в этом могущество. Но и быть собой - единственным - в этом тоже могущество - хотя и иного рода. Демон в бутылке. Он там должен уместиться в ограниченном пространстве, «смириться». Очень похоже, что человек - такой дух, который выпустили из «бутылки». Этот дух, который был по неосмотрительности выпущен из бутылки «магами» Ренессанса - нужно загнать обратно. А вот -можно ли?
Человек ограничен своим местом - и на этом месте ответственен перед бытием. В гордыне есть нечто бесовское, ОНА СВЯЗАНА С БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ ЖАЖДОЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, что порождает неизбежно жестокость и разрушает всё вокруг. Смириться - значит не совершать «революции», не бунтовать, пытаясь насильственно изменить ситуацию, - а преображать, насколько возможно, свою ситуацию изнутри. И призыв Достоевского, и «непротивление злу» Толстого - родственны. Либо ситуация необратима: нам здесь жить, с этими людьми жить, - либо обратима: могу быть не здесь, могу быть с другими, могу быть другим. Могу изменить даже пол - так что и анатомия уже не судьба! И даже планета Земля -не судьба - улетим на другие планеты! И, кстати, это магическое всемогущество даёт нам наука. Вчера заглянул в новости науки на Полит. ру - там уже на три Д-принтере собираются «печатать» лунную базу. То есть привезут принтер на Луну - и будут строить из местного материала! На это уйдёт всего неделя. И на Марсе нога человека непременно будет… Ну а вот если Землю поменять нельзя - то тогда ты должен о ней заботиться. И ты смиренно понимаешь необратимость того, что ты - человек - а не облако и не жираф,- и почему должен быть человеком, хоть это и нелегко. Животным быть легче - да и превратиться в него проще простого.
РЕАЛЬНОСТЬ - ЭТО ТО, ЗА ЧТО ТЫ ОТВЕЧАЕШЬ.
Вот и получается, что сегодняшняя наука нас искушает всемогуществом и возможностью не быть тем, кем ты должен быть. То есть возможностью избежать «долга», нравственных обязанностей! А ты - искушению не поддавайся, а ты загони дух свой «в бутылку», то есть сознательно ограничь себя. Дабы быть собой. Ибо где нет определённости границ - там и ты не можешь быть кем-то определённым.
Ася вчера писала работу об «Анне Карениной». Мне всегда казалось, что Толстой несправедлив к ней - и я был на стороне Анны. Но есть в начале романа момент, где в ней проглядывает нечто бесовское и жестокое. На самом деле - вот человек, который не может принять своё положение: принять себя как жену, как мать. Можно и шире сказать: принять жизнь и судьбу. Её поведение есть бунт, и хотя нам этот бунт кажется естественным и извинительным (хаа-чу лю-у-убви на-а-астоящей!) - но всякий бунт, как это становится рано или поздно очевидным, есть дело разрушительное, и, в конечном счёте, самоубийственное. С апологией бунта - пора покончить. И перестать аплодировать Камю.