Начало недельной главы Тецаве, которая обычно читается непосредственно перед Пуримом, гораздо больше подходит для Хануки: "...чтобы взяли чистое оливковое масло, битое, для освещения, чтобы лампы (меноры) горели постоянно." (Шмот 27:20). Оливковое масло - одна из центральных тем праздника Хануки - очень удачно подходит к Пуриму.
Сами оливки, из которых выжимается оливковое масло, это на редкость горький и мало съедобный плод. Для того чтобы оливки были готовы к употреблению в пищу, плоды должны быть обработаны. Более того, в отличие от других плодов деревьев "сок" оливок - то самое оливковое масло - прекрасно горит. В отличие от скажем апельсина или винограда, которые будучи выжатыми остаются видоизменённой, но все равно едой, оливковое масло предназначено не столько для еды, сколько для горения.
Это как раз то, где
Ханука и Пурим очень похожи. Урок обоих праздников состоит в том, что то что внутри часто радикально отличается от того, что снаружи; или другими словами не надо судить о содержании книги по обложке. Рав Пинхас Винстон напоминает, что на уровне текста Торы, оливки - это пшат (простое понимание текста), а оливковое масло - это сод (то что сейчас принято называть каббалой).
К сожалению не всем понятно, что без оливок не будет оливкового масла. Но есть и другая крайность, при которой забывают, что сами оливки не очень съедобны, а если приложить немного усилий, то из оливок может получиться качественно другой продукт. Иллюстрацию второй крайности дает Ребе Симха Буним из Пшисхи:
Жил один богач, у которого появилась навязчивая идея купить самую дорогую лошадь.Так как средства позволяли то так и было сделано. Сразу же после приобретения желаемого объекта возникли страхи: «А что если ее кто-то украдёт? Надо построить конюшню, самую лучшую конюшню. Ну и конечно же установить на конюшню самые надёжные замки. Ну и чтобы развеять все сомнения нанять сторожа чтобы он следил за всем этим добром».
Пришла первая ночь, как это иногда бывает с очень богатыми людьми, которые думают что им есть что терять, богач не может заснуть, потому как боится, что сторож вместо того чтобы сторожить лошадь заснул. Богач несётся проверить сторожа и успокаивается видя что сторож бодр как никогда. Решив поинтересоваться о том, как сторожу удаётся не заснуть на посту, он слышит от сторожа, что тот не может заснуть, так как его внимание поглощено разгадкой важного вопроса: куда девается древесина, когда гвоздь забивают в доску. Ведь этот объем дерева должен куда-то деться?
Оценив глубину вопроса, наш богач отправляется спать, но через короткое время просыпается, и опять бежит проверить сторожа - а вдруг таки заснул? У сторожа сна нет ни в одном глазу. «Чем занимаешься?» «Думаю над важным вопросом: когда люди придумали часы, как они знали как поставить правильное время?» «Очень хорошо, думай дальше» - отвечает богач и спокойно идёт спать.
Под утро богач опять начинает волноваться и идет проверить сторожа. Сторож конечно же не спит. «Ну, о чем думаешь?» «У меня вот такой вопрос: жил был богач, и он решил купить лошадь, и построил для нее самую лучшую конюшню. На конюшне он поставил самые надёжные замки, и ко всему этому нанял сторожа. Как же могло так получиться что лошадь исчезла?»
Ученики Симхи Бунима из Пшисхи говорили, что речь идет о времени, когда для сохранения Торы, вокруг Торы будут возведены самые лучшие ограды, чтобы с Торой ничего не случилось. И в результате этого появятся школы по преподаванию Торы, где не будет никакой Торы, будут молящиеся без молитвы, и так далее. Ужас ситуации заключается в том, что эта история была рассказана 200 лет назад, и с тех пор ситуация не стала гораздо лучше.
Точно так же как для того, чтобы получить оливковое масло, нужно выжимать маслину, для того, чтобы иметь живую связь со Всевышним, нужно прикладывать усилия, так как сама по себе лошадь иметь тенденцию исчезать. Важно добавить, что места где лошадь еще есть остаются всегда и как говорит талмуд: «Если скажет тебе: искал и не нашел - не верь, cкажет: не искал и нашел - не верь, но если скажет: искал и нашел- верь» (Мегила-6Б).