Бехукотай. Восприятие неопределённости.

May 19, 2008 00:02


"Если в законах Моих ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их..." (Ваикра 26:3). Раши спрашивает: зачем нужно два раз повторять почти одно и то же: "в законах Моих ходить будете" и "и заповеди Мои соблюдать"? И объясняет что когда речь идёт о исполнении законов то имеется ввиду усилия по изучению Торы, а не соблюдение заповедей. Но такой ответ порождает массу других вопросов, которые есть всегда, но уж очень просятся после такого "объяснения".

Почему законы которые надо глубоко изучать описаны как “хок” - заповедь смысл которой понять невозможно, поскольку он скрыт? И если под законами подразумевается изучение Торы, то как в этих законах можно идти? Важно отметить, что это на первый взгляд тривиальное место в Торе создаёт целый взрыв комментариев. Например, Ор аХаим приводит 42! (да, да сорок-два) разных варианта интерпретации этих слов. Как же получается так что в том месте где Тора подчёркивает важность изучения Торы, об этом говорится иносказательно, предотвращая возможность простого и чёткого указания?

Начнём с вопроса о ходьбе. Ор аХаим указывает на похожий "ход ногами" у царя Давида: "Размышляя о путях своих, обращал я стопы свои к свидетельствам Твоим" Теилим 119:59. Что значит "обращал я стопы свои к свидетельствам Твоим"? Мидраш уточняет: "Давид говорил: Всевышний, каждый день обдумав положение вещей я решаю пойти в определённом направлении, но мои стопы всегда приводят меня в синагоги и йешивы". (Ваикра Рабба 35:1).

Очень часто этот мидраш понимают следующим образом: У такого царя как Давид конечно же была масса дел, но так как у него были правильные привычки, то вместо того чтобы идти по делам он приходил в синагогу. Сфат Эмет говорит что нужно понимать этот мидраш таким образом: даже тогда когда царь Давид шёл по делам, он все равно находился в синагоге. То есть изучение Торы шло "без отрыва от производства". То есть всё то чем он занимался было для него изучением Торы.

Более того, ходьба подразумевает движение, а о каком движении в изучении Торы идёт речь? Явно не о гимнастических упражнениях в перерывах между занятиями. В изучении Торы присутствует множество уровней глубины. Классическим примеров является разделение пластов Торы на ПАРДЕС (Пшат, Ремез, Друш и Сод): уровень простого понимания, намёков, толкований и секретов. То есть, когда от нас требуется "ходить в законах" то имеется ввиду продвижение от одного уровня к другому - от поверхностного уровня к уровню секретов.

Остаётся вопрос: почему обо всем этом не сказать открыто? Ор аХаим говорит что процесс углублённого изучения Торы в результате которого изучение Торы становится непрерывным это глубоко внутренняя вещь. Слово “хок”, то слово которое было использовано Tорой в качестве описания погружения на уровень секретов, это однокоренное слово с гравировкой. То есть в процессе глубинного изучения Тора становится выгравированной в сердце.

То что происходит в сердце человека и соответствующие этому внутренние изменения могут быть незаметны для посторонних глаз. Настоящие перманентные перемены очень часто происходят незаметно не только от окружающих, но и от самого человека с которым происходят эти изменения. Очень часто только по прошествии времени человеку открывается цель и смысл происходивших перемен. По этой причине заповедь об углублённом изучении Торы дана не на уровне пшата (поверхностного понимания торы). Ведь те изменения которые должны произойти, происходят не на поверхности, а в глубине.

Бехукотай, Хумаш, Хасидут

Previous post Next post
Up